Почему в советские времена запрещали есть пасхальные куличи

07 мая 2014
На «машине времени» мы перенеслись на несколько десятков лет назад, услышав воспоминания участников вечера о том, как они впервые узнали о празднике Пасхи...

Сегодня все, кроме самого молодого поколения, помнят, как в советские времена – времена гонений на Церковь – запрещали праздновать Пасху. И, тем не менее, даже в годы жесточайших гонений, Пасху старались праздновать всегда и везде, даже в лагерях, ссылках, тюрьмах и одиночных камерах. Каждое такое празднование Пасхи было чревато продлением срока или смертной казнью.

Тому подтверждение – богослужебный опыт новомучеников и исповедников Русской церкви, о котором вспоминали на Просфориаде* братства во имя свт. Тихона Задонского. Пасхальным богослужением, объединяющим по своей сути, нельзя было пожертвовать ни при каких обстоятельствах. Богослужебных книг в таких местах не было, и поэтому служили то, что помнили наизусть.

Инна Ткаченко, выпускница Свято-Филаретовского института, рассказала о воспоминаниях архимандрита Сергия (Савельева): во время строительства железной дороги Пинюг-Сыктывкар Пасхальную ночь встречали общим пением. Часто инициатором пения был один человек – священник или мирянин, который своим бесстрашием заражал других.

Другое воспоминание, прозвучавшее на Просфориаде: о воронежских женщинах – политических заключенных, которые в колымских лагерях отказались от работы на Пасху. В качестве наказания их загнали в ледяную воду, а они в ней стояли и пели стихиры Пасхи.

Можно приводить множество примеров исповедничества совсем простых людей, имена которых до нас не дошли, но важно одно: однажды обретя веру в Воскресшего Христа, духовная победа для многих узников была важнее самой жизни.

Также на «машине времени» мы перенеслись на несколько десятков лет назад, услышав воспоминания участников вечера о том, как они впервые узнали о празднике Пасхи.

 

Наталья Овчарова

Первая Пасха, которую я помню, была в начале 1980-х. Тогда мне было лет восемь… Незадолго до Пасхи школьная учительница нас предупреждала, что нужно отказываться, когда бабушки будут звать в храм, что нельзя есть пасхальные куличи и яйца.

В тот пасхальный день я зашла за своим другом. Его не оказалось дома, и открывшие дверь его бабушка и дедушка радушно встретили меня и пригласили войти. До сих пор помню их квартиру, залитую солнцем. Они предложили съесть кулич или яйцо. Было неудобно отказаться и невозможно согласиться… «Вам, наверное, в школе не разрешают, – догадались они. – Возьми тогда сыр!» Невозможно было съесть и сыр… Я зажала сыр в руке, вышла на улицу и стала кормить собак…

 

Наталья Ершова

В детстве я жила в таком месте – городе Губкине в Белгородской области, где храмов не было вовсе. Я не видела их даже на картинках. Однажды в школе я услышала, как перешептывались мои одноклассники о том, что ночью ездили в храм, взяв с собой яйца и куличи. Мне это было совсем непонятно… Когда мне было тринадцать или четырнадцать лет, у нас дома впервые испекли куличи и покрасили яйца. Но есть их сразу было нельзя, нужно было ждать до какого-то «Светлого дня». Это рождало атмосферу тайны и загадки.

 

Вера Муратова

Наши бабушки старались передать нам веру в Бога и церковь, школа же из нас это вымывала и вычищала. В нашем городе, построенном при советской власти, храма не было. Но каждое лето я гостила у бабушки в селе, где храм стоял, но был переоборудован в зернохранилище.

Моя бабушка в детстве ходила в школу всего два дня, и однажды я взялась ее поучать, что Бога нет. На что она мне ответила: «Ну у вас в городе нет, а у нас в деревне есть».

Когда бабушке было семьдесят лет, она уже не могла жить одна и переселилась в другое место. Ради того, чтобы побывать на пасхальной службе, они с подругами отправлялись в храм за двадцать километров, посещали субботнюю службу, ночевали где-то на расстеленных газетах, посещали пасхальную службу и первым автобусом приезжали домой. И так повторялось каждую Пасху.

 

Ирина Куликова

Моя бабушка была верующей, мне не было еще и десяти лет, когда меня бабушка взяла с собой на ночную службу. Меня завернули в огромную шаль голубого цвета и повели в церковь. Всю дорогу подруги бабушки выговарили ей за этот поступок, будучи твердо убеждены, что завтра меня выгонят из школы. Но моя бабушка, крестившая всех родственников и всю нашу улицу, никого не боялась. Она праздновала Пасху открыто.Первое мое впечатление от храма в пасхальную ночь – ощущение тайны и красоты, до настоящего понимания которых мне расти и расти.

В 10 классе нас послали отлавливать других комсомольцев, пришедших на ночную пасхальную службу. Те четверо человек, которые пришли вместе со мной, не выполняли свою задачу, а стояли в первых рядах, с большим интересом наблюдая за службой. Это была тихая радость, которую невозможно выразить словами.

 

 

 

*Просфориада – от древне-греческого слова «просфора», (предлог προ и глагол φέρω – нести), которое буквально означает «приносимое») – праздник, где все приносят «приношения»: в данном случае, воспоминания о праздновании Пасхи, рассказы из жизни новомучеников и исповедников веры, песни, стихи, спектакль или сценки, видеоролики, поделки и пр.

Ведущие праздника Инна Ткаченко и Евгений Федосов
Ведущие праздника Инна Ткаченко и Евгений Федосов
Наталья Овчарова
Наталья Овчарова
Наталья Ершова
Наталья Ершова
Ирина Куликова
Ирина Куликова
Вера Муратова
Вера Муратова
Пасхальные поделки и ведущая мастерских Марина Калтырина
Пасхальные поделки и ведущая мастерских Марина Калтырина
Валентина Пудовикова, Юрий Крапивин (Малое православное братство во имя преп. Силуана Афонского)

Фото Юрия Крапивина
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще