Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Пасха Крестная, которую мы сегодня празднуем в печали и скорби, но и с большим величием — это день особый, потому что мы стараемся проникнуть в величайшую тайну Жизни и Смерти. Апостол Павел говорил: я «ныне во плоти живу верой в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20). Здесь великий апостол языков открыл нам то, что открыл ему Господь. Действительно, Крест Христов вдруг становится животворящим. Действительно, можно жить верой во Иисуса Христа, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас.
Как мы только что слышали, тайна Креста — это тайна трагической судьбы любви в этом мире. Многие не понимают этого. Для них часто Крест связывается с чем-то мрачным, чуть ли не с предвозвестием смерти, причем смерти тяжкой. Люди боятся Креста потому только, что тайны его не познали. Не всем открывается эта тайна еще на земле. Не все могут жить такой безграничной вечной Любовью. «Бог есть Любовь», как открыл нам Господь. И Христос — Сын Божий потому, что в нем неограниченно жила эта Любовь. Мы узнаем в Нем Сына Божьего, мы называем Его Богом потому только, что Он жил этой Любовью и эту Любовь дарил всем.
Эта Любовь побеждала все преграды и все препятствия, воздвигнутые столетиями, тысячелетиями человеческой истории. Эта Любовь как Любовь божественная продолжает свой путь через нас с вами на земле. Мы христиане лишь постольку, поскольку несем в себе эту Любовь Божью. Лишь постольку, поскольку в нас есть залог вечной Жизни. Но чтобы этот залог мог действовать, нужно и нам что-то сделать. Надо стать свидетелями Погребения. Надо пережить этот ужас могилы, смерти, убийства Того, в Ком не было греха, в Ком не было никакой вины.
Всякая смерть человека страшна и ужасна. Любой человек есть живая икона Бога, даже самый грешный, даже самый страшный для ближних. Что же говорить о Христе, Который не просто был живой иконой Бога как каждый человек, но Сам являл в Себе и через Себя эту полноту Божества, божественной Любви. И вот Он полагается в гроб! Он сходит куда-то в шеол, в погибель, в страну теней. Он сходит туда, чтобы и там воссиял Свет Любви, Свет Божий. «Бог есть Свет», потому что Он Любовь. Нам нужно сопогребаться со Христом. И это сопогребение — не просто некая мистерия, некое священное таинство, как это бывало иногда и в языческом мире. Это не просто провозвестие победы Божьей, как это было в мире ветхозаветном, дохристианском, в мире иудейском.
Сопогребение со Христом означает переход от Смерти к Жизни. Ветхозаветный народ Божий выше всего ставил пасху, свершившуюся при Моисее, когда народ вышел из земли египетской, из «дома рабства» к свободе временной, земной, но все-таки свободе. Силой Божьей, чудом Божьим это произошло тогда и запомнилось на все века. Так что же мы скажем теперь, когда не просто в человеческой истории, а в метаистории совершается переход от Смерти к Жизни? Таинство крещения было установлено как раз для того, чтобы пройти через врата смерти к жизни, чтобы пусть вначале лишь на первом этапе, но уже на земле приобщиться к Тайне Смерти и Жизни, Жизни божественной через смерть Христа, истолкованной как смерть для греха.
Сопогребение со Христом зовет нас к совоскресению с Ним для обретения Жизни вечной, Жизни божественной, а не природной, не просто биологической. Не случайно в христианской истории до XII века сохранялось особое таинство — таинство погребения, которое должно было не в образах, подобных образам крещения, омыть человека и даровать ему опыт жизни и смерти, а помочь ему уже непосредственно, экзистенциально приобщиться к Жизни вечной, тогда, когда земная жизнь завершается, когда важны уже не образы и не прообразования, а важна сама реальность. Или Бог есть — и тогда есть любовь и жизнь, проходящая через смерть в этом мире, или просто Бога нет, а есть лишь хитросплетения природных законов, или психологии, или социологии, или некой непонятной нам педагогики. В этом весь вопрос. В этом вся тайна Великой пятницы, вся тайна Пасхи Христовой. Исполняется Великая пятница в День воскресный. Смерть разрешается через победу вечной Жизни в приближении Божьего Царства.
И пусть, дорогие братья и сестры, для нас этот опыт станет ближе! И тот, кто его не испытал на себе, пусть испытает, ибо каждому дается по его вере, надежде и любви. Пусть же будет с нами эта любовь, эта надежда и вера, и тогда не будет сомнений в божественной Жизни, в полноте Божьей любви во Христе, в даре Святого Духа Божьего! Пусть каждый из нас переживет этот опыт вместе со Христом в Божьем Народе, в Народе новозаветном, не ограничивающемся лишь плотью и кровью! Пусть каждый из нас обретет новую жизнь и будет приготовлен встретить в самой ее глубине Христово Воскресение!
Аминь.