Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры, христиане!
Сегодня мы целый день слышим замечательные слова Писания, которые делают этот скорбный день действительно днём пасхальным, днём Пасхи Христовой, Пасхи Крестной. Конечно, всё, что мы слышали, смущает нашу душу, потому что мы не можем смириться с несправедливостью, жестокостью, клеветой и завистью, мы не можем смириться со смертью, потому что всякое человеческое существо бунтует против этих вещей. С ними человек не смирится никогда. Да, мы знаем, что этот день особый и нельзя отделить Креста от Воскресения. Мы знаем это, и всё же мы бунтуем.
Нет, мы не хотим обличать иудеев, что бы ни делали они в тот день, как не хотим обличать и язычников-римлян, потому что принять слово Иисуса и дело Иисуса, принять Его Жизнь и Его Смерть они тогда были просто не в состоянии. Не то чтобы они не были виноваты, но они были виноваты так, как было виновато всё человечество после грехопадения. Смерть вошла в мир через грех, не исключением была и Смерть Христова. Мы верим в полноту человечества в Иисусе Христе и поэтому понимаем, как важны все детали, связанные не только с Его жизнью и учением, с рождением и верой Иисуса, но и все детали Его земной кончины, Его смерти и погребения.
Иисус должен был пройти всё, должен был испытать на Себе всё. Иногда мы слишком привыкаем к тому, что Христос — Бог, и забываем, в каком утончённейшем смысле Церковь предлагает нам это исповедание веры. И поэтому мы иногда до конца не воспринимаем человечество Иисуса, а если и делаем это, то уже за счёт той истины, что в Нём пребывала вся полнота Божества телесно (Кол 2:9). В истории очень часто люди искали замену Иисусовой Смерти. Из века в век появлялись рассказы и апокрифы, связанные с желанием объяснить себе эту Смерть или, более того, вычеркнуть её из актов нашей веры. Многим людям хотелось видеть на кресте некий призрак или кого-то иного, как бы по ошибке распятого за Иисуса, вместо Него, например, Иуду. Вы, наверное, помните соответствующий апокриф, который до сих пор постоянно муссируется где-то в мусульманских кругах. Люди не вмещают тайну Смерти нашего Господа потому, что они не могут совместить в одном исповедании Смерть и Воскресение, Человечество и Божество в их полноте.
Изначально евангельский рассказ ничего не говорит о том, что произошло после смерти. Даже знаменитое, по-своему замечательное, повествование апокрифического Евангелия от Никодима о победном сошествии Христа по смерти во ад — даже это повествование возникает несколько позже, и это тоже не случайно. Тайна Смерти Христа никогда до конца не раскрывается, потому что мы не до конца её принимаем. Со смертью примириться до конца невозможно, даже если это крестная и спасительная для всех нас Смерть. Может быть, это «Совершилось!», прозвучавшее на кресте, как раз и говорит нам о том, что Иисус исполнил Своё человеческое призвание до конца, довёл его до полноты и совершенства. Воскресение — это следующее откровение, до него ещё надо дорасти, до него ещё надо дожить.
Мы надеемся на то, что наш опыт жизни на земле, который также прерывается в каждом человеческом случае смертью, — что этот опыт восполнится. А пока мы празднуем Пасху Крестную, пока мы видим перед собой Христа распятого, испускающего дух, Христа, снимаемого со креста и полагаемого во гроб. Погребение Иисуса было скромным. Для нас оно важно как удостоверение истинности смерти; нам очень важно преодолеть все искушения и желания подменить смерть Господа чем угодно ещё. Поэтому в Великую пятницу вечером мы так сосредотачиваем своё внимание на самом погребении. Мы не только сочувствуем Христу, мы не только ожидаем дальнейших событий, но сама смерть и само погребение для нас имеют величайшее значение.
Наверное, нужно восставать против смерти. Смерть надо победить, преодолеть неким новым усилием, усилием духа, новым подвигом. К этому мы и будем готовиться ныне.