«Он всё делал под белыми знамёнами совести и правды»

Пять лет назад закончил свой земной путь Никита Струве
Никита Алексеевич Струве
Никита Алексеевич Струве

Пять лет назад закончил свой земной путь Никита Струве. Интервью со священником Георгием Кочетковым, духовным попечителем Преображенского братства

– Отец Георгий, помните, что вы подумали, почувствовали, поняли, когда пришла эта печальная весть о кончине Никиты Алексеевича Струве и на прощальном богослужении в Париже?

– Ну конечно, неужели это можно забыть! Произошло то, на что он намекал при жизни – что с его уходом закончится эпоха первой русской эмиграции. Останутся отдельные люди, останется какое-то наследие, много чего останется, но эпохи уже не будет. Он был последним представителем той эпохи. Естественно, он так прямо не говорил по своей скромности и в силу своей старой культуры, которая не позволяет такие вещи говорить о себе, но это знали и говорили прямо другие, и я чувствовал то же. Хотя там собрались прекрасные люди, и были, конечно, те, кто тоже имел прямое отношение к этой первой волне эмиграции, их потомки, которые как-то в себе сохраняют этот дух, это настроение, эти белые ризы, даже церковные белые ризы. 

Для Никиты Алексеевича честь и правда имели принципиальное значение, очень важно было это хранить, он терпеть не мог всякую советчину. Он мог ошибаться в чём-то, как все люди на белом свете, мог что-то перепутать, не понять, особенно в конце жизни – для старых людей это нормальное явление, никто никогда в таких случаях не обижается друг на друга. Но даже когда он был в чём-то неправ, он всегда всё делал под этими белыми знамёнами совести и правды. Поэтому ему так трудно было принять Московскую патриархию с её стилистикой поведения и в нашей стране, и за рубежом. Для него это была советская церковь. Не просто подсоветская, а именно советская. Поэтому он делал всё, чтобы сохранялось почтительное расстояние между их тогда ещё Экзархатом и Московским патриархатом. Я видел эти противоречия и пять лет назад на отпевании, которое шло в соборе Александра Невского на Рю Дарю. В народе стоял наш епископ, архиерей Московского патриархата, человек, судя по всему, достаточно приличный, добропорядочный, но другой, не их пробы. 

Богослужение в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе на улице Дарю
Богослужение в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе на улице Дарю

Я не мог не сослужить с ними и, когда мне предложили сказать слово, я сказал о том же, о чём говорю сейчас. Я вспомнил тогда, как Никита Алексеевич одному из высших чиновников Московской патриархии, который сам по себе тоже очень приличный человек, но, опять же, в контексте порядков, установившихся в его ведомстве, сказал, что кроме канонов есть ещё совесть и правда. И, конечно, на этом они разошлись. Эта демаркационная линия чувствовалась, да и сейчас она чувствуется – неслучайно десятки приходов остались вне юрисдикции митрополита Иоанна (Реннето) и, тем самым, Московской патриархии. Мне это понятно. 

Конечно, если бы они пожили в нашей стране, они поменяли бы своё отношение и поведение. Они поняли бы, что иногда неизбежны компромиссы, и куда более тяжёлые, чем те, которые они привыкли считать за компромисс. Они к оступившимся изменили бы отношение. У тех, кто жил в советской стране, это отношение совсем другое – как, например, у Никиты Игоревича Кривошеина, которого там в Париже считают чуть ли не агентом Москвы. А он просто-напросто на себе испытал советскую жизнь: когда они вернулись из Парижа, из эмиграции, сначала его отец был осуждён на десять лет лагерей при Сталине, а потом, при Хрущёве, и он сам. И вот его отношение – человека вполне определенных взглядов, совершенно не советских – он очень заступается за Русскую церковь, потому что понимает категорическую неизбежность этих компромиссов. И в этом принципиальная разница между ним и представителями бывшего Экзархата, в частности Никитой Алексеевичем. Конфликтная ситуация, которая у них всегда была, связана, как я понимаю, именно с тем, что у Никиты Игоревича Кривошеина есть этот опыт жизни в советской стране, и у него другое отношение к людям, которые идут на компромиссы – даже к тем, которые переходят меру, допустимую с точки зрения внешней логики. Жить в нашей стране очень непросто. Уже сто лет мы живём в особых условиях, и поэтому относимся к падшим значительно мягче. Но в то же время мы не можем не ценить тех, кто стоял и стоит под белыми знамёнами, наследников русской эмиграции первой волны, при всех их сложностях и противоречиях.

Пять лет назад я присутствовал в соборе Александра Невского на Рю Дарю при таком событии, когда заканчивалась одна эпоха и начиналась другая. И действительно всё очень быстро поменялось – не случайно вскоре произошёл этот конфликт, напрямую коснувшийся и Москвы, и Константинополя, неизбежно расколовший Экзархат. Это впечатление из событий пятилетней давности мне запомнилось более всего.

– Глубокое несогласие с происходящим на некогда русской земле не мешало Никите Алексеевичу столько сделать для России, для русской культуры в советские времена и позднее.

– Он был прекрасным представителем русского народа, хотя говорил однажды нам: «Во мне нет ни капли русской крови». Он был совершеннейший русский патриот – вот удивительное явление. Сейчас это трудно встретить в нашей стране. У нас сейчас даже полурусские люди стараются не замечать этой своей русской половины и называют себя кем угодно, только не русскими. А для тех людей – прямо наоборот. В них может не быть ни капли русской крови, но зная всё мировое значение русской духовности, русской истории и культуры, русского вклада в мировую сокровищницу духа, и мысли, и действия – они, конечно, все себя считали русскими.

– Никита Алексеевич пожинал плоды Серебряного века и в каком-то смысле сам был плодом той эпохи, когда, по словам любимого им Мандельштама, «ныне всякий культурный человек – христианин». Это трагедия его жизни, что Русская церковь плохо восприняла и воспринимает дары русской эмиграции, русского богословия, которые связаны с Серебряным веком? Или что-то прорастает из того, что он посеял и в церкви, и в культуре?

– Ну а как же! Очень даже прорастает, просто хотелось бы, чтобы больше и лучше прорастало! Он так много сделал, столько книг сюда привёз, и то, что работает открытый им Дом русского зарубежья – это же очень серьезная вещь. При его-то отношении к происходящему здесь, при том, что он не принадлежал к РПЦ и даже ей противостоял в каком-то смысле – ему удалось добиться невероятного. Он превосходно знал русскую культуру, глубоко понимал её и через «Вестник РХД» и издаваемые в ИМКе книги многое транслировал во вполне определённом направлении.

Никита Алексеевич с супругой Марией Александровной, отец Георгий Кочетков и Дмитрий Гасак. Москва, Свято-Филаретовский институт, 2010 год
Никита Алексеевич с супругой Марией Александровной, отец Георгий Кочетков и Дмитрий Гасак. Москва, Свято-Филаретовский институт, 2010 год

Конечно, в интерпретации наследия русской эмиграции возможны несколько разные позиции, разные акценты, да и само это наследие разнообразно, порой противоречиво, и ничего в этом страшного нет. Когда-то и мне приходилось спорить с Никитой Алексеевичем. В отношении церкви и культуры он стоял на позициях Федотова, а я на позициях Бердяева. Спор был острый, мы не согласились друг с другом. Но это ни в коем случае не меняет моего отношения к самому Никите Алексеевичу. Я думаю, что так и должно быть – разнообразие мнений, разнообразие позиций. Надо отстаивать свою позицию, но при этом не надо злобиться, не надо обижаться, не надо друг друга считать врагами, надо оставаться друзьями. Не всегда так получалось и среди эмигрантов первой волны, и среди их потомков. Но это задание сохраняется для нас – научиться более глубоко, более терпимо, а значит и более личностно относиться к многообразию и внутренней противоречивости мнений. 

– Память о великих деятелях русской эмиграции – начиная с самых первых, таких как Федотов, Бердяев, Булгаков, Флоровский, мать Мария – нуждается в какой-то актуализации. Но всё-таки этим светилам первой волны посвящают конференции, научные работы, выставки. Наверное, для нас важно помнить и Никиту Алексеевича Струве, его дело сохранения нашей культуры, поддержку Солженицына, его вклад в просвещение русского народа. Как сегодня можно было бы и в церкви, и в народе почтить его память, его служение?

– Я уже однажды говорил на одном из собраний в Доме русского зарубежья, что Никите Алексеевичу нужно поставить памятник здесь, в нашей стране. Причем не где-то в углу, как у нас иногда делают в таких случаях, а такой, который был бы всем известен, для всех открыт – именно в Москве, где-нибудь перед Домом русского зарубежья, так, чтобы все его видели. Потому что Никита Алексеевич – подвижник, герой, один из удивительных людей своего времени. Столько, сколько он один сделал, при очень малом количестве помощников и единодушных с ним людей даже там, в Париже, во Франции и вообще в Европе – это потрясающе. А сколько он сделал для того, скажем, чтобы у нас прочли Солженицына! Он сокрушался, что Франция прочла Солженицына лучше, чем Россия, и знает его лучше. Я думаю, что здесь он был прав, и нам это нужно всегда помнить. Всё, что делал Никита Алексеевич и его жена Мария Александровна и все, с кем он так или иначе сотрудничал – чрезвычайно ценно. Поэтому обязательно нужно, чтобы таких людей знали, чтобы их ценили – это исторические личности. Так же, как, допустим, мы не имеем права забывать академика Аверинцева или отца Александра Шмемана. И за то, что мы приобщены к наследию русской эмиграции первой волны, и приобщены не так уж плохо, всё-таки в первую очередь надо поклониться Никите Алексеевичу. 

Олег Глаголев
конец!