Ведущий встречи Алексей Сердюк, один из членов малого православного братства во имя преподобного Силуана Афонского, организовавшего презентацию, сказал, что, узнав членов Александро-Невского братства, можно углубиться в понимании истории и современности.
Олег Глаголев добавил, что в наше время невозможно обойти то явление братской жизни, которое засвидетельствовано в Петрограде и других городах в XX веке. Никогда не существовало в Церкви времени, чтобы не было братства. По его словам, это видно и из самой главной нашей евангельской молитвы «Отче наш»: если у нас один Отец Небесный, то и между нами отношения родства, мы называем друг друга братьями и сестрами.Одна из гостей встречи вспомнила о том, что просветительские братства были в Церкви еще с XVI века. В частности, в Уфе, в конце XIX ‑ начале XX века существовало Братство Воскресения Христова, которое занималось просветительской деятельностью, издавало богословскую литературу. Все священники – члены братства, начиная с отца Александра Рубинского, не оставившего храм, арестованного и погибшего от болезни, пострадали от гонений безбожной власти. Вспоминали на встрече и епископа Андрея (Ухтомского), который много сделал для братского движения в Башкирии.
«Если посмотреть на Александро-Невское братство, то мы увидим, что в нем было 100-150 человек, совершавших в условиях гонений по-настоящему подвижническую, исповедническую жизнь. Братчики вели 69 детских кружков, открывали столовые для голодающих, собирали пожертвования. Были специальные фонды, чтобы помогать заключенным. Члены братства писали письма следователям, спрашивали, как идет дело того или иного заключенного: нам сейчас трудно себе это представить, но написать такое письмо в ГПУ в 1925 году означало подставить под удар не только себя, но и своих детей, родных, сослуживцев», – рассказал Олег Глаголев.
«Александро-Невское братство – настоящий пример духовного благородства, – отметил он. – Помимо него в Санкт-Петербурге, существовали и другие братства. Они были объединены в содружество братств, имели свой богословский институт, богословско-пастырские курсы. Все, кто в эти курсы организовывал и их финансировал, были теми, кто был заключен в тюрьму большевистской властью. Цена, которую заплатила Русская церковь, для того чтобы сейчас была свобода, безмерна. Она оплачена кровью этих людей».
Алексей Сердюк поделился своим впечатлением от фильма: «Когда я его смотрел, то стало понятно: важно не только то, что он проясняет историческую ситуацию. Он очень требовательный и подспудно ставит зрителя перед вопросами: как быть христианином в наше время? у кого учиться? Когда видишь такие свидетельства, в которых люди готовы стоять до смерти за свою веру, то нельзя невольно не подтянуться внутренне и не задать вопрос самому себе: "А на что ты готов?"»
В ходе обсуждения звучал вопрос о том, есть ли братства сейчас, где они и как туда попасть? «Начать нужно с обращения к Богу, если ты ищешь братства, братских отношений, Он обязательно приведет тебя, куда нужно, – ответил Алексей Сердюк. – Хорошо, чтобы в Церкви рождались братства, и чтобы их было побольше».
Юлия Тебякина
Фото Марка-Марселя Назарова