«Наша малая дружина»

Как будущий патриарх Тихон собирал православные братства в Америке

В Штатах в одном приходе бывает 10 братств

Епископ Тихон (Беллавин) прибыл в Америку 30 ноября 1898 года. Нового архиерея встречали клирики и прихожане русской Николаевской церкви, а также представители сирийской церкви в Бруклине. Как сообщает Американский православный вестник, в день приезда нового архиерея пришли приветствовать также депутации православных братств: Нью-Йоркского братства Рождества Пресвятой Богородицы, Нью-Йоркского Свято-Николаевского сиро-арабского братства, Йонкерского братства Иоанна Крестителя, Анзонийского Свято-Васильевского братства, Пассайкского Трехсвятительского братства, члены возглавляемого В.А. Тепловым общества «Русская Беседа». Знаменательно, что наряду с клириками и прихожанами столичных храмов представители православных братств оказываются в числе первых лиц, встречающих своего правящего архиерея. В дальнейшем везде, куда бы ни приезжал епископ Тихон, его встречали «клир, представители братств, прихожане храма» – именно такую последовательность всегда указывает Американский вестник. Очевидно, что в жизни Североамериканской епархии православные братства обладали вполне законным и официально признаваемым статусом, были полноправными участниками церковной жизни.

Этнографическая карта Русской Америки на 1860 год
Этнографическая карта Русской Америки на 1860 год

Епископ Тихон (Беллавин) был назначен правящим епископом Алеутской и Аляскинской епархии в 1898 году, в возрасте 33 лет. Это была самая большая, но и самая бедная епархия Русской церкви. На её территории числилось 29 приходов, 55 церковных школ, проживало 27 378 прихожан (русские, карпато-руссы, сербы и другие славяне, алеуты, индейцы, эскимосы, сиро-арабы, греки и представители других народов), трудились 42 священнослужителя. В Отчете за 1900 год епископ Тихон писал: «Более всего братств в приходах в Штатах: нередко здесь в одном приходе по несколько братств (в Аллегенском, например, до 10)». Всего в епархии насчитывалось 46 братств (из них 5 – женских), в которых состояло 1584 члена. Все братства были объединены в Православное общество взаимопомощи. Общество, как пишет епископ Тихон, имело две задачи: материальную («запомогу» членам Общества, т.е. денежную компенсацию в случае смерти братчика) и моральную – «содействие распространению Православной веры в Америке, постройку храмов, школ». На Аляске в 1900 году братства действовали в 8 приходах и включали в себя 370 членов. В трёх приходах существовали также общества трезвости. При этом епископ Тихон отмечал, что «и в братствах трезвенность считается общим условием для братчиков». В Отчете епископ Тихон не только описывал существующее положение дел, но и отмечал, что при четырех церквах на Севере существует острая необходимость в создании братств, так как «тамошние жители очень нуждаются, нередко голодают и получают помощь от инославных миссий».

Популярны даже у американцев

В 1902 году, согласно Отчету, в епархии было зарегистрировано 40 приходов и действовало уже 57 братств, состоящих из 1540 членов. В 1903 году число братств возросло до 60 и 1588 членов, с общим капиталом 5585 долларов и что кроме Штатов, братства существуют в Канаде и некоторых приходах Аляски, однако отмечает, что там «они имеют характер церковно-приходских попечительств». Таким образом, архиерей разделяет братства, призванные исключительно к заботе о храмах, созданные и действующие при приходах по модели приходских попечительств, возникших в России с 1861 года, и другие братства, имеющие не только материальные, но и моральные задачи.

В 1905 году, согласно Отчету, в епархии насчитывалось до 55 тысяч прихожан, 72 церкви, 60 приходов, 1 монастырь, 80 братств, в которых состояло 2600 членов  на континентальной части Америки и 23 братства и в них 1947 членов на Аляске. Архиерей особо выделил Ситхинское Николаевское братство, которое значительно возросло за отчетный год и стало популярным даже среди американцев, участвовавших в его делах милосердия, а также Уналашкинское и Ханайские братства, которые помимо обычных забот организовали у себя братский суд, читальни, кредит, аптечки.

Необходимо отметить особый дар правящего архиерея – святителя Тихона, который смог увидеть и адекватно использовать такие формы церковной жизни, как братства, мало распространенные в Российской империи, но максимально соответствующие условиям существования церкви в Америке.

Русские эмигранты в Америке
Русские эмигранты в Америке

Сохраняя православие и русскую народность

По мере углубления опыта взаимодействия с братствами, епископ Тихон всё больше опирался на них в развитии епархии. Так, в отчете за 1903 год он писал: «Как при постройке церквей, так и при образовании самих приходов в Штатах делу этому оказывает важные услуги и помощь братство… Оно обычно ставит своею целью не только материально помогать членам его (больным, потерявшим мужа или жену), но и сохранять Православную Веру и русскую народность. Если в данной местности хорошо идет работа и, следовательно, набирается много работников, то братчики покупают «лоты» (участок земли 25х100 футов) и строят церковь... По постройке церкви братство нередко достаёт и своего священника, которому ежемесячно выплачивает известную сумму, в дополнение к доходам (за требы) и субсидии от Духовного правления». 

Хотя Святейший Синод не увеличивал финансирование зарубежной епархии, она бурно развивалась, увеличивалось число приходов и храмов, открывались школы, монастыри, возникали новые объединения верующих, готовых поддержать свою церковь. «Каждый член миссии, каждое братство должны полагать свою лепту в созидание здесь, в чужой стране, Божьего дела, – обращался епископ Тихон в январе 1900 года к членам Нью-Йоркского братства Рождества Пресвятой Богородицы. – Достигается это прежде всего внутренним местным благоустроением, а затем распространением деятельности на более широкие поприща. В нашем приходе, нашему братству сами обстоятельства здешней церковной жизни подсказывают характер потребной работы: устроение храма, расширение количества членов, помощь несчастным, больным и пр. Наша малая дружина должна проникнуться сознанием тех своих обязанностей, какие обозначены в ее наименовании: “православное братство”». 

Владыка Тихон по приглашению многих северо-американских братств становился их почётным председателем и был почётным председателем Православного общества взаимопомощи, в состав которого входили все православные братства его епархии. 

Тихон (Беллавин), епископ Алеутский и Аляскинский
Тихон (Беллавин), епископ Алеутский и Аляскинский

Филадельфийцы, где ваша братская любовь

В своих беседах с братствами владыка Тихон решал самые разные вопросы: хозяйственные – о приобретении земли, покупке помещений под храм или о строительстве храма; пастырские – о назначении священника, псаломщика, учителя в тот или иной приход по запросу братства или общины храма; разрешал конфликтные ситуации, случавшиеся между клириками и прихожанами, снимал напряжение внутри многонациональных братств и приходов. После беседы с епископом люди свидетельствовали о его способности «всегда… ровно и одинаково, без различия бедности, забитости, сословия относиться ко всякому человеку». 

В 1902 году, когда сербские братства из Питсбурга, Маккиспорта, Вилмердинга, Ранкина, Экспорта и других мест вышли из Православного общества взаимопомощи, объединявшего все братства Америки, и присоединились к сербскому обществу «Србобран», епископа Тихон, предотвращая  разделение среди паствы по национальному признаку совершил целый ряд поездок по братствам, восстанавливая мирные братские отношения среди представителей разных национальностей. 

Во время поездки в Филадельфию епископ Тихон произнес обличительное слово, обращенное к Свято-Андреевскому Братству, которое зафиксировал председатель Г. Добров. Владыка перевёл на русский язык название города Филадельфия – «братолюбие», и спросил: «Но скажите, где у вас эта братская любовь? Всему миру известна “славянская рознь” и русская, а здешние люди дают ещё одно лишнее подтверждение такой розни. Раздоры между православными и униатами, между русскими из России и русинами из Австрии, между галичанами и угроросами, между “маскалями” и украинцами…». 

Коренные жители Аляски
Коренные жители Аляски

В православной Америке для каждой из более чем десятка национальностей, как и для каждого прихожанина лично, было важно решение вопроса – стать американцем и забыть о своих корнях, либо сохранить свою национальность. И для тех, кто выбирал второй путь, сохранение национальной идентичности, культуры, традиции становилось одной из важнейших задач, которую решали в том числе братства. Святитель Тихон, проповедуя разным народам – грекам, сербам, венграм, славянам, – призывал всех к новому пониманию народности, осознаваемой сквозь призму кафоличности православия, то есть призывал прежде всего к сохранению православной веры. Обращаясь к сербской общине, он говорил: «Если нужно поддерживать, беречь и защищать свою народность, то кольми паче надлежит оберегать святую веру православную. … Для получения будущего Царства Небесного нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во Христа. О сем и помышляйте, берегите, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности».

Аляска
Аляска

В духовную сокровищницу американского народа внесут присущее русскому православному люду стремление к всеобщему братству

Ещё в первый день вступления на американскую кафедру епископ Тихон сказал: «Православие кафолично; если в России… и не испытывается… эта кафоличность православия, так как там все православные – русские, то здесь, вне пределов России, где под кров православного храма одинаково рвется и русский, и грек, и араб, и другие, понятие кафоличности православия для нас вполне осязательно». Кафоличность Православия и братская жизнь как форма местной соборности были связаны в представлении и проповеди святитель. Тихона с особенным даром и призванием русского народа. В своей речи при освящении храма в Свято-Тихоновском монастыре 17 мая 1906 года он говорил: «Будущее сокрыто от ограниченного взора человеческого, и мы теперь ещё не знаем, что внесёт в жизнь страны сей всё усиливающаяся волна славянской эмиграции и мало-помалу возрастающая здесь Православная Церковь. Но хотелось бы верить, что не останутся они бесследными здесь…, а в духовную сокровищницу американского народа внесут присущие славянской натуре и русскому православному люду алчбу духовную, порывы к небесному, стремление к всеобщему братству, заботы о других, смирение, покаянные чувства, терпение». Святитель полагал, что Православной церкви в Америке предстоит долгий путь, и видел свою задачу в прививании зарождающемуся народу лучших качеств, которые могли дать Русская церковь и русский народ. 

Часто в путевых заметках епископа можно встретить прямые призывы к пастве об образовании братств. Так, в записках Анатолия (Дашкевича) о путешествии епископа Тихона по Аляске читаем, что для небогатого прихода села Килисну требуется «крепко сплоченное братство, возвышающееся до выражения собою живой церкви Христовой». Посещая Канаду в 1903 году, много беседуя с прихожанами, «в соответствии с нуждами местного церковного дела он рекомендовал организовать братство, которое бы развивало здесь Православие». 

Протоиерей Александр Хотовицкий
Протоиерей Александр Хотовицкий

В своей прощальной речи, покидая епархию, обращаясь к «отцам и братьям», архиепископ Тихон сказал: «Мы действовали и трудились сообща. В иных делах я давал вам инициативу, вдохновлял вас, а вы шли на делание, проводили мои мысли в жизнь; в других случаях, наоборот, вы подсказывали мне мысль, – и в этом я не стыжусь сознаться, – а я изыскивал средства и возможности практически осуществить вашу идею. … И последствия сего не замедлили сказаться: стали умножаться приходы, строиться новые церкви, возрастать число прихожан, заводиться новые учреждения». 

Вокруг епископа Тихона собрался круг клириков, которым святитель передал способность видеть не только внешнюю форму организации прихожан, но живые братские отношения, которые необходимо созидать для укрепления православной веры и создания твердого основания церковной жизни. Полученный при епископе Тихоне опыт многие священники использовали в своей дальнейшей пастырской деятельности. Так, например, отец Александр Хотовицкий, после своего возвращения в Россию в августе 1917 года, стал одним из ближайших помощников патриарха Тихона по управлению Московской епархией, участником Поместного собора 1917-1918 годов, а в 1918 году, будучи ключарем храма Христа Спасителя, участвовал в создании православного братства при храме Христа Спасителя.

Первый православный приход на восточном побережье Северной Америки, Нью-Йорк
Первый православный приход на восточном побережье Северной Америки, Нью-Йорк

В годы служения будущего Тихона (Беллавина) братства в Америке получили широкое распространение как форма социального и церковного собирания людей (в основном иммигрантов). В Америке православные братства появлялись либо в результате воссоединения уже существующих униатских братств с православием, либо в результате самостоятельного собирания православных иммигрантов для взаимной поддержки и устроения своей церковной жизни. Вне зависимости от способа возникновения, православные братства были готовы материально помогать своим членам, содержать священников, строить церкви, школы, больницы и так далее. Братства были правоспособны для американского государства и открыты к диалогу с епархией, а со временем стали включать в свой состав клириков, которые в ряде случаев становились старшими в братствах. Взаимодействие с многочисленными православными братствами было регулярной и обычной практикой епископского служения будущего патриарха Тихона в Америке. 

По материалам выпускной (бакалаврской) квалификационной работы по теологии Евгении Литвиненко «Деятельность святителя Тихона (Беллавина) по устроению братств и духовных союзов в Северной Америке» (СФИ, 2016 год)

конец!