«Мы задеть боимся кости, чуть прикрытые землей»

18 ноября 2011
Нет ничего пронзительнее человеческих историй, рассказанных просто, почти как перечисление фактов.

Говорят, мы мелко пашем,//Оступаясь и скользя.//На природной почве нашей// Глубже и пахать нельзя.//Мы ведь пашем на погосте,//Разрыхляем верхний слой.//Мы задеть боимся кости,//Чуть прикрытые землей.

Стихи Варлама Шаламова, который испытал на себе всю тяжесть, всю смертоносную мощь советской машины уничтожения и который, после 30 лет лагерей, считал своей миссией рассказать об этом, стали эпиграфом к встрече в день памяти жертв политических репрессий, организованной Иоанно-Богословским малым православным братством.

Нет ничего пронзительнее человеческих историй, рассказанных просто, почти как перечисление фактов. Непосредственные участники и свидетели того времени, когда тысячи, миллионы людей пострадали за веру, за честность, а многие и сами не понимали за что, рассказывали именно так – просто и пронзительно.

Во вступительном слове Андрей Акимов, ведущий встречи, отметил, что мы должны всегда помнить о том, что когда-то произошло, чтобы это не повторилось. И тогда встает вопрос, озвученный соведущим Михаилом Лукиным:  «Как нам поступать с этими «костями», действительно продолжать еле задевать верхний слой? Делать вид, что мы не видим их?»

Пытаясь понять, почему так произошло, в своем выступлении Сергей Кошелев в качестве причины назвал революцию, которая стала следствием богоборческого духа, духовной непросвещённости людей. Человек воспитывался путём обмана и страха, что не могло ни иметь последствий. Сергей выделил несколько качеств нормального культурного человека: ответственность – за ближних, за прошлое, настоящее и будущее, жизнь по совести – слышать свое сердце, «всемирная отзывчивость», открытость любой культуре. Для советского человека характерно ровно противоположное: равнодушие, безответственность, желание спрятаться, уйти в сторону и, главное, забыть. Вместо совести была либо идеология, либо выживание любой ценой, вместо открытости – ксенофобия, деление на «наших» и «не наших», коллективный эгоизм.

А дальше начались воспоминания – простые человеческие истории. Анна Константиновна Федотова рассказала, как раскулачивали её семью. Она повторяла, что не очень хочет вспоминать об этом, но понимает, что надо об этом говорить. В рассказе Анны Константиновны очень ярко было описано отношение к людям, нечеловеческое, безличностное, животное. Одно из воспоминаний – о гонении на веру: «Моя семья была верующей, дедушка читал Библию вслух, а позже, в поселении, когда проводили шмоны, мама клала Библию нам в сумочку и отправляла в лес. Вот так мы спасались».

Об истории своей семьи рассказал Сергей Кошелев. Важным показалось свидетельство о том, как была спасена его бабушка, Мария Матвеевна, которая верила в Бога и пела в церковном хоре. «В деревню приехал очередной отряд собирать «враждебных элементов», бабушку отвезли в сельсовет с грудным ребенком на руках, чтобы дальше гнать по этапу. Спас её некий Григорий, который сказал: «Вы что, это же жена нашего бригадира!», а дедушку, Ивана Григорьевича Кошелева очень уважали. Бабушку отпустили, а Григория через некоторое время убили», – рассказал Сергей.

Екатерина Бим рассказала о своей бабушке, Ксении Александровне Разумовой, которая вспоминает, что атмосфера жизни людей была темной, мрачной, давящей. Невозможно передать молодому поколению, как любого человека могли среди ночи забрать,  – как многих её родственников и коллег арестовали. По рассказам Ксении Александровны эти события надломили её родителей, и она сама в детстве была приучена молчать. В заключение Екатерина Бим добавила, что от каждого из нас зависит история, от того, насколько мы будем истинно свободны, культурны, образованны, будет зависеть, сможет ли система уничтожить и сломить человека или нет.

Своими воспоминаниями поделилась также Марина Сергеевна Силонова, которая рассказала о своей тёте и о своём свёкре, Александре Павловиче Силонове, который был «верным солдатом партии», шёл по карьерной лестнице, был заместителем директора О. Шмидте, но в 1934 году на XVII съезде ВКПБ, делегатом которого был Александр Павлович Силонов, при выборе центрального комитета партии Сталин не получил большее количество голосов, он [Сталин] не простил этого делегатам, и все были репрессированы. В 1937 году Александра Павловича забрали, а в 1938 году расстреляли. А мужа Марины Сергеевны в его молодости долго не принимали в институты и на работу. Отпечаток того времени, тех событий есть на всех потомках  репрессированных людей, и на всех нас.

Затем был показан показан фильм о Борисе Талантове, предоставленный Евгением Останиным. Борис Талантов пострадал за веру, он сделал очень много для того, чтобы голос истины звучал в то тяжелое трагическое время, когда в нашем обществе трудно было найти эту истину.

После просмотра фильма Анна Данилевич отметила, что в этом году день памяти жертв политических репрессий совпал с днём воскресным, с днём, в который мы вспоминаем о Христе воскресшем, и благодаря таким свидетельствам, как в фильме, становится понятно, что без Христа «невозможно правду назвать правдой». Встреча завершилась общей молитвой о людях, пострадавших в те годы, и песнопением «Христос воскрес из мёртвых».


Карина Гиздатова
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще