«Когда убили миллион, все погрузились в смертный сон…» – эти слова поэта Александра Величанского как нельзя лучше иллюстрируют современное состояние человеческой памяти о жертвах массовых репрессий в СССР. В электронной базе «Жертвы политического террора в СССР», составленной обществом «Мемориал», 2 614 978 человек. И это, по мнению составителей, не более 20% истинного числа репрессированных по политическим мотивам. В это страшное время одни люди сидели, другие охраняли, третьи руководили всем этим процессом, а остальные – не замечали происходящего.
Пробуждением от такого «смертного сна», возрождению человеческой памяти о массовых кровавых событиях, о местах, где до сих пор лежат, ожидая своего захоронения, останки невинно убиенных граждан, и посвящен интерактивный проект «Карта памяти» Преображенского содружества малых православных братств.
Презентация «Карты памяти» состоялась в минувшее воскресенье 28 октября в воронежском Доме актера. Организаторами вечера, собравшего более 70 человек, выступило Малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского и Воронежское историко-просветительское общество «Мемориал».
Карта памяти – это карта России, на которой отмечены роковые места – лагеря, места расстрела, массовые захоронения, а также собраны разнообразные свидетельства, названы имена современных подвижников, хранителей памяти. Благодаря их заботам до сих ведутся поиск и раскопки расстрельных ям и схронов, создаются мемориалы, собираются свидетельства о самих событиях и об отдельных личностях, воспоминания, документы. Обозначенные на карте памяти места примечательны еще и тем, что в каждом из них побывали члены Преображенского содружества в своих паломнических поездках, то, что вновь и вновь заставляло болеть сердце.
Одни места находятся в трагическом запустении. (Рутченково поле в Донецке, где обнаружены захоронения 70-80 тыс. человек по предварительным подсчетам). Другие представляют собой мемориал и являются местом заботы и экскурсий (Медное). Третьи только начинают преображаться.
Именно к ним относится место расстрельных ям рядом с селом Дубовка (пригород г. Воронежа). В 1937-1938 гг. там были сокрыты тела более 8000 человек, расстрелянных во внутренней тюрьме воронежского Управления министерства госбезопасности. Одним из главных вдохновителей раскопок и создания аллеи памяти в Дубовке является председатель Воронежского историко-просветительского общества «Мемориал» Вячеслав Ильич Битюцкий, который рассказал пришедшим на вечер о ежегодных раскопках и захоронениях в этом месте. Всего за время раскопок в 1990-2012 гг. было обнаружено шестьдесят расстрельных ям, из которых извлечены и перезахоронены останки 2681 человек. В этом году поисковики сделали уникальную находку: в одной из ям обнаружен истлевший протокол обыска. Если будет получен доступ к делам жертв и выяснено имя и фамилия человека, по делу которого был составлен найденный протокол, можно будет с большой точностью установить имена и других пятидесяти девяти человек из этой ямы. В Воронеже, как и везде, людей расстреливали по спискам.
Подобная трудность, связанная с доступом к уголовным делам, затрудняет пополнение списка новомучеников и исповедников российских. Об этом рассказал Константин Алексеевич Рева, преподаватель Воронежской православной духовной семинарии: «Если в первые годы после прославления собора новомучеников и исповедников Российских список пополнялся ежегодно на 100-150 имен, то последние три года список почти не увеличивается в связи с существенным ужесточением доступа к уголовно-процессуальным делам. Возможностей для изучения наследия этих людей становится все меньше и меньше, о чем можно только сожалеть».
Из всего списка новомучеников на сегодняшний день прославлено 52 человека, так или иначе связанных с Воронежской землей. Один из них – митрополит Крутицкий Петр (Полянский), местоблюститель патриаршего престола, родившийся на Воронежской земле. В этом году отмечается 75 лет со дня его кончины (расстрелян в тюрьме 10 октября 1937 года) и 150 лет со дня рождения.
О другой яркой личности на вечере стало известно благодаря переводческой деятельности Галины Митрофановны Умывакиной, председателя Воронежского отделения Союза российских писателей. Этот человек – Лариса Петровна Морозова, взявшая псевдоним Леся Белоруска. Она с 1939 по 1947 г провела в колымских лагерях. И даже в таких невыносимых условиях, Леся Белоруска находила силы для творчества. Ее стихи сначала передавались устно, а в 80-гг были опубликованы. Некоторые из них Галина Митрофановна перевела с белорусского языка. Стихотворение «Колымская молитва» было написано в 1939 году на магаданской пересылке:
Даль застилала мгла…
Ни хлеба тут, ни любви…
Матушка Колыма,
только не умертви!
Хлеба краюшкой нам,
месяц, на небе гори.
Матушка Колыма,
Голодом не замори!
Белой тьмы ореол,
Заметены пути…
В небе – кремлевский орел.
Матушка, защити!
«Наша задача помнить о том, что произошло в те годы, что практически каждая семья соприкоснулась с этой трагедией», – сказал Константин Алексеевич Рева. А Леся Белоруска о том же говорит в стихах:
… В дом нагрянула беда в глухой ночи
Крик ребячий: «Мама, мамочка, куда?!»
Обещала: «Я вернусь, ты не кричи…» –
И не знала, что уходит навсегда.
Не знал, что уйдет навсегда и Лев Чекмарев (расстрелян в 1937 году), чья «Мазурка» прозвучала голосом из 1930-х. Его сын, Валерий Львович Чекмарев (гость вечера) в младенческом возрасте вместе со своей матерью был в тюрьме в течении 10 месяцев. К слову говоря, «Мазурка» Льва Чекмарева на воронежских вечерах памяти жертв политических репрессий звучит традиционно. Написанная для фортепьяно, в этом году она была исполнена в переложении для скрипки и гитары.
В заключение вечера гости прикоснулись к образу о. Ильи Шмаина, познакомились с ключевыми моментами его биографии, увидели интервью с ним. На примере его личности, жизни и служения можно увидеть, как человек оставался человеком в атмосфере страха, в гонениях и лишениях. Жизнь отца Ильи – пример, свидетельство о том, что мирное и непримиримое духовное противостояние злу существовало в разные периоды советской власти. Уже в 15-16 лет для него было важным «сохранить свободу мыслей». Одной из причин ареста и последующего приговора стало обсуждение постановления ЦК КПСС, опубликованное в журналах «Звезда» и «Ленинград». Он и его друзья получили по 8-10 лет.
Почитание памяти о пострадавших и невинноубиенных, попытка сохранения исторической памяти о событиях ХХ века является настоящим противостоянием злу и беспамятству в обществе и в каждом отдельном человеке. Это акт любви и милосердия по отношению к людям, жизнь которых безвременно оборвалась. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего, а поэтому обрести свое настоящее, внутреннюю цельность можно лишь в том случае, если сохраняется память о прошлом.