И свет во тьме светит

29 июня 2012
На днях выставку «Non licet vos esse. Не должно вам быть», развернутую в Культурно-просветительском центре «Преображение», посетили представители общественности г. Москвы...

На днях выставку «Non licet vos esse. Не должно вам быть», развернутую в Культурно-просветительском центре «Преображение», посетили представители общественности г. Москвы: Арсений Борисович Рогинский, председатель правления общества «Мемориал», историк и правозащитник; Елена Борисовна Жемкова, исполнительный директор общества; Виталий Александрович Шенталинский, писатель, автор книг о судьбах и творчестве писателей, ставших жертвами репрессий советского времени; Татьяна Сергеевна Шенталинская, этномузыколог, член Союза композиторов России; Лидия Ивановна Графова, российский журналист, правозащитник, председатель исполкома Международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям, член Правительственной комиссии по миграционной политике и член Общественного совета при Федеральной миграционной службе России.

Гости осмотрели здание Культурно-просветительского центра, стоящее на месте старинной русской усадьбы, побывали на экскурсии по выставке и встретились с духовным попечителем Преображенского братства свящ. Георгием Кочетковым.

Делясь на этой встрече своими впечатлениями, Рогинский сказал, что его, знакомого с исторической канвой событий начала 20-х гг., особенно поразила заключительная часть экспозиции: «Когда я узнал, что я эту выставку посмотрю, я все думал: «Ну а чем они кончат? После 1922-го года и патриарха Тихона, куда все это пришло?» И вот ваша выставка дает замечательный ответ: то, что власть делала в 1919-1921 годах с мощами, а в 1922-1923-м с этим ограблением церквей, и должно было привести к тому, что лучшие оказались в братствах. Это привело к созиданию и укреплению церковных братств».

Свящ. Георгий Кочетков приветствовал гостей. Он сказал, что редукция сознания привела к тому, что у многих Церковь стала ассоциироваться только с храмом и культом, более того, лишь со служителями культа. Но в древней Церкви ее саму чаще называли братством, называли общиной и любовью, и память об этих изначальных вещах так или иначе всегда сохранилась, ибо она заложена где-то в основах христианского духа, в Евангелии и посланиях апостолов. Далее о. Георгий рассказал об истории братств, показав, что это совершенно традиционная форма устроения Церкви вообще и Русской Церкви в частности.

Шенталинский рассказал о многих совместных встречах и вечерах, посвященных памяти о сталинском терроре, в которых он участвовал вместе с членами Преображенского братства. «Иногда, когда занимаешься этой темой, чувствуешь себя одиноко, – сказал он. – Это очень важно, что вы взяли на себя эту тему, эту работу, это горе, что вы поняли – это одна из самых важных тем сегодня. Это не о прошлом, не о гибели, это о воскресении». Виталий Александрович подчеркнул, что есть то, что способно уравновесить и даже превозмочь мрак и ужас кровавых лет советской истории, то, что выражают евангельские слова: «И свет во тьме светит. И тьма его не объяла» (Ин 1:5).

В этот день дом Культурно-просветительского центра «Преображение» стал площадкой для дружеского диалога творческой интеллигенции и многих церковных людей. Все участники почувствовали радость общения и возможность в едином духе говорить о самых острых проблемах современности, таких как массовое уничтожение российского народа в годы советского режима и проблема исторической памяти, миграция и связанная с ней ксенофобия, сегодняшние отношения церкви и общества и многих других. «То, что я чувствую, объединяет вас и нас, и людей, которые были до нас… Только вместе мы можем, посоветовавшись, что-то сделать и двинуться дальше», – сказал в заключении Рогинский.

Ольга Сушкова
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще