Ведь, можно признать, логика возрастания в вере во всяком возрасте универсальна, хотя в детском и молодежном возрасте имеет свои особенности. Поэтому воспитание детей, как любой процесс воцерковления, предполагает соблюдение принципов, которые мы, слава Богу, уже осознали – и личностности, и церковности, и целостности, и последовательности. Само понимание того, что такое воцерковление, здесь уже очень многое проясняет.
Что еще мне кажется очень важным – то, что воцерковление всегда есть плод вдохновения, и поэтому всякий, кто касается воспитания детей, должен быть сам вдохновлен. Это должен быть тот, кто исполнен Духом и способен передавать жизнь. По своему статусу такой человек должен быть приравнен к катехизатору.
Я думаю, что при таком взгляде на воспитание детей остается вопрос, на который нам предстоит ответить – это наши дети и наше призвание. Дети, которые рождены у нас – какое они имеют призвание? Понятно, что здесь есть свои параллели. В Ветхом Завете считалось, что если дети рождены в народе Божьем, то они принадлежат к нему самим фактом рождения. А у нас как? Имеет ли наше призвание тот, кто родился в наших семьях? Есть еще одна проблема, о которой, в связи с этим, нельзя не сказать: если родители не могут быть ходатаями, помощниками в воцерковлении детей, то воцерковление оказывается под вопросом. Если родители нецерковны или расцерковились, нужно ждать сознательного возраста детей, чтобы помочь им в их сознательном выборе.