Из «Деяний святых апостолов» мы знаем, что апостолы Петр и Павел – полная противоположность друг другу. Петр изначально уверовал в божественную сущность Христа. Павел же был яростным гонителем христиан, человеком, считавшим Иисуса лжепророком. И вот, они оба разными путями стали горячими проповедниками учения Христова. Павла неведомый голос позвал прямо с небес! Он ослеп на три дня, и после прозрения крестился. Это перевернуло всю жизнь апостола Павла, который уверовал в божественную сущность Христа и принялся проповедовать его учение и свою горячую веру по всей земле.
«Спаситель сказал своим апостолам: идите и проповедуйте Евангелие всему миру, – говорит профессор СФИ Александр Копировский. – Апостолы Петр и Павел, как старшие, первоверховные, олицетворяют собой всех апостолов – и 12, и апостолов из более широкого круга 70-ти. И нас, верующих, которые тоже все немножко апостолы. Поскольку мы ученики Христа, то заповедь эта остается и для нас – мы тоже призваны свидетельствовать о Воскресении Христа и о Новом Завете Бога с людьми через Христа. Для того, чтобы подготовиться к этому, в церкви учрежден пост в честь апостолов Петра и Павла».
Вот это да! Оказывается, нужно поститься не просто так, для себя, думая о спасении собственной души, а подготовить себя к тому, чтобы перед всем миром свидетельствовать о своей вере в Сына Божия! Это открывает перед нами совсем иную перспективу…
«Смысл в том, чтобы уподобиться апостолам, помнить, что мы тоже апостолы, хотя и очень-очень, может быть, маленькие и немощные. Вот это самое главное, для чего этот пост, – говорит Александр Копировский. —
Причем он бывает очень разным по длительности из-за Пасхи. Если она ранняя, то апостольский пост длится больше месяца. А если поздняя, в конце мая, то он может быть чуть больше недели – очень коротким, потому что сам праздник апостолов Петра и Павла, которому этот пост предшествует, по новому стилю празднуется 12 июля. Если Пасха в конце мая, еще к ней прибавляется 40 дней до Пятидесятницы, а потом неделя самой Пятидесятницы, то на пост времени почти и не остается».
Петровский пост довольно строгий, хотя и не самый строгий. По уставу в понедельник, среду и пятницу не положено даже рыбы, но зато во вторник, четверг, субботу и тем более в воскресенье рыба допускается. А вот мясное, яичное и молочное снимается на все время поста. Можно есть все продукты растительного происхождения: фрукты, овощи и корнеплоды, грибы, каши на воде. Допускаются также морепродукты. Пост в идеале должны соблюдать все верующие. Послабления делаются для тех, кто занят на тяжелых физических работах, для больных и путешествующих, для беременных и кормящих женщин, а также для детей. Но как же именно пост должен нас приблизить к этой невероятной миссии – быть подобными апостолам?
Ограничения в пище – это только способ подготовить свое тело к усиленной работе души. Это время молитв, размышлений о своей жизни, время обращения к Богу. Период воздержания от страстей, смирения и взращивания в себе добродетелей.
«Для христианина вся его жизнь связана с духовным трудом, – говорит руководитель Богословского колледжа при СФИ Людмила Комиссарова. – Он всегда готовится, если можно так сказать, встретить Царство Небесное и прикоснуться к нему уже здесь, на земле. Каждый, конечно, в свою меру. Но пост – особое время. Это время, когда человек концентрирует свои духовные усилия. К сожалению, не получается так жить каждый день. Кто так живёт, тому специальные посты, наверное, и не нужны. Но это бывает редко. Поэтому и бывает необходим пост, когда человек больше молится, больше читает духовной литературы, больше размышляет о жизни и делает больше реальных усилий, чтобы совершенствоваться самому и помогать в этом другим людям. И ещё посты в церкви связаны с духовной памятью. Петров пост, а точнее называть его апостольским, позволяет обновить память о служении апостолов. Это главное служение в христианской церкви, о чём говорит нам Новый Завет. Потому что это служение благовестия, проповеди Христа. Об этом, к сожалению, часто забывают и относятся к апостольскому посту просто как к очередному».
Людмила Комиссарова: «Христиан этот пост готовит к тому, чтобы свидетельствовать о Христе в этом мире. А тем, кто ещё не знает Бога, наверное, не обязательно поститься, но хорошо бы поразмышлять о смысле своей жизни, так как это в конечном итоге и есть размышление о Боге».
Почему же такой важный пост установлен перед праздником, который даже не является двунадесятым? «Именно пост – смысл этого праздника, – говорит Александр Копировский. – Потому что апостолов Петра и Павла не просто прославляли – им подражали, а чтобы подражать на апостольской стезе служения, пусть не такого вселенского масштаба, как эти апостолы, надо немножко подготовиться. Мы – пусть и маленького масштаба, но тоже апостолы, и надо подготовить себя. Только надо не забыть об этом по окончании поста и после 12 июля выходить на проповедь. Чтобы не получилось: попостились, порадовались и опять обо всем забыли».