Бонхеффер. Пророческое Слово пастора

04 февраля 2019
Сто тринадцать лет назад родился Дитрих Бонхёффер – лютеранский священник, богослов и поэт. Пример его жизни разрушает и заново создает представление о святости в постхристианском мире

Несколько мыслей пастора Дитриха Бонхёффера о вере, церкви, покаянии и не только.

О церкви

Вопрос о церкви не лежал для Бонхёффера лишь в области догматов или теоретических построений. Не меньше его занимала практическая сторона вопроса – как христианам радостно и плодотворно жить вместе, какова роль церкви в мире, какова сфера её ответственности, где возможен и где невозможен компромисс? На эти вопросы он отвечал и словом в своих книгах и проповедях, и делом, принимая участие в создании и служении Исповедующей церкви.

  • Церковь обязана предлагать [миру] решения для нерешенных задач, выполнять тем самым своё предназначение.
  • Разочарование в поместной церкви даже полезно, потому что оно сокрушает наши ложные надежды на совершенство. Чем быстрее мы откажемся от иллюзии, что можно любить только безупречную церковь, тем быстрее перестанем притворяться и признаем, что и мы не без греха и нуждаемся в благодати.
  • Исходное предназначение тех, кто принадлежит к церкви Божьей, заключается не в том, чтобы существовать для самих себя, создавать религиозную организацию или вести благочестивую жизнь, но в том, чтобы быть свидетельством Иисуса Христа в мире.
Бонхёффер со своими берлинскими студентами
Бонхёффер со своими берлинскими студентами

Об общине

Община – одно из ключевых понятий для богословия Бонхёффера. Церковь для него может существовать только как община, и только в общине, живущей жизнью Христа и друг друга, могут полноценно раскрываться дары христианина. Община укрепляет каждого, входящего в неё ради Христа, равно как и каждый член общины укрепляет её саму.

  • Община, которая позволяет, чтобы в ней были ничем не занятые люди, погибает. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек в общине имел определенное поручение и в минуты сомнений не чувствовал себя бесполезным. Каждая христианская община должна понимать, что не только слабые нуждаются в сильных, но и сильные нуждаются в слабых. Устранение слабых из общины губит ее.
  • В сообществе людей каждый человек занимает определенное место, но оно дано ему не для самоутверждения, а для служения.

О Слове

Бонхёффер говорит просто: Слово, то есть Евангелие, – это то, через что Христос правит в общине, а значит и в церкви, и жизни каждого христианина через чтение, размышление, проповедь и исполнение слова в жизни.

  • Молчание в момент зла есть зло само по себе: Бог не одобрит такое. Ничего не сказать – значит сказать молча.
  • Послушание одному Богу является основанием нашей свободы.
  • Не пытайтесь сделать Библию «актуальной». Её современность аксиоматична. Не защищайте Слово Божье, а свидетельствуйте о Нём.
  • Слово принадлежит не нам, но Христу. Мы не можем делать с ним, что пожелаем. Поэтому мы не должны делать из Слова "трамплин" для собственной мысли.
На прогулке во время пребывания в тегельской тюрьме
На прогулке во время пребывания в тегельской тюрьме

Об ответственности

Ключевое понятие этики Дитриха Бонхёффера – ответственность. Ни церковь, ни христианин не могут забывать о том, что им вверено отвечать за происходящее в мире.

  • Я лишусь права участвовать в восстановлении христианской жизни Германии после войны, если не разделю с моим народом испытания этого времени
  • Существо «человека во Христе» состоит в том, чтобы, отрекшись от себя, жить, глядя на Христа.
  • Быть христианином значит не столько быть осторожным, как бы не согрешить, сколько быть мужественным и активным в исполнении воли Божьей.

О вине и покаянии.

Вопрос вины и покаяния для Бонхёффера также неразрывно связан с темой ответственности. И пример здесь – Христос, взявший на себя вину всех людей.

  • Каждый ответственно действующий человек становится виновным.
  • Всякий грех другого человека я могу извинить, только мой собственный грех остаётся виной, которую я не могу простить.
  • Человек, исповедующий свои грехи в присутствии брата, знает, что он уже не одинок. Он находится в присутствии Бога через реальное присутствие другого человека.
  • Покаяние – это не потеря себя в себе, но обретение себя во Христе.
  • Сила церкви состоит в её способности приносить покаяние.
  • Кто желает для себя в ответственности избежать вины, тот отделяется от последней действительности человеческого существования, но отделяется он и от освобождающей тайны безгрешного несения вины Иисусом Христом.
Рождество 1940 года
Рождество 1940 года

О радости и благодарности

Тому, кто только начал знакомиться с жизнью и творчеством Дитриха Бонхеффера может показаться, что радость – не его тема, но это не так. Именно радость он находит в Боге и благодарении Ему через общую жизнь христиан.

  • В начале дня пусть суетные и пустые разговоры утихнут, пусть первая мысль и первое слово принадлежат Ему – Тому, кому принадлежит вся наша жизнь.
  • Только тот, кто благодарит за малое, получает большое. Мы лишаем Бога возможности давать нам великие духовные дары, которые Он для нас сберегает, потому что не благодарим Его за каждодневные дары.
  • Радоваться по-настоящему означает видеть во всём Бога и его любовь – везде: там, где весело и дружественно, но и там, где всё идёт не так, как бы ты хотел.
Олег Глаголев, Ксения Цветкова
Фото с сайта dietrich-bonhoeffer.net

Дитрих Бонхёффер – немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора и один из создателей Исповедующей церкви.

Бонхёффер являлся участником антинацистского заговора, с 1941 года был «завербован» в качестве агента абвера, что позволяло ему выезжать за рубеж. В 1942 году, во время поездки в Швецию, Бонхёффер передал мирные предложения участников антинацистского Сопротивления, представителям Великобритании и США. Одновременно с этим он продолжал и свою богословскую деятельность, работая над книгой «Этика».

В апреле 1943 года Бонхёффер был арестован как участник антифашистского заговора. 9 апреля 1945 года был казнён в лагере Флоссенбюрг, менее чем за месяц до капитуляции нацистской Германии.

конец!