Принципы жизни Преображенского братства

«Устремим всё своё внимание, всю свободу своего сердца и ума на дарованную нам благодать возрождения».
Еп. Михаил (Грибановский)

«Братство – это жизнь Церкви в церкви».
свт. Иннокентий (Тихонов)

Преображенское братство (движение) – неформальное Братство православных христиан, осознающих и исполняющих своё призвание: содействовать возрождению полноты жизни Церкви и всех служений в ней.

 

I. Основные принципы жизни Преображенского братства

 

Церковность

Это принципиальная и неразрывная, внутренняя и внешняя связь с Церковью, которая «есть Тело Христово», и, в частности, с Русской православной церковью, а также решимость не отделяться от Православия ни при каких условиях, ибо «любой грех в церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви» (свящ. Валентин Свенцицкий). Итак, это – верность Церкви Христовой и понимание того, что Братство – обычно только её часть. Для нас принадлежность к Церкви важнее принадлежности к Братству, а ещё важнее – наша любовь к Богу и ближним.

 

Личностность

Это неформальный и нефункциональный подход к каждому человеку; помощь в раскрытии его личных даров через обретение им свободы от «духа века сего» с его стремлением к самовыражению, накопительству и потребительству; преодоление индивидуализма и самозамкнутости; невозможность в решении главнейших жизненных вопросов переступить хотя бы через одного человека.

 

Неиерархичность

Это невозможность «ставить себя выше других в церкви, а тем более – выше церкви, или претендовать особым образом выражать церковь» (протопр. Николай Афанасьев); недопустимость создания параллельной иерархии, но не отрицание принципа старшинства и иерархии мистической («выше тот, кто ближе к Богу», а старший тот, кого избрал для этого Бог).

 

Ответственность

Всё, что делается и сделано, проверять в Духе Святом и «многом совете», обязательно исправляя, лично или совместно, свои ошибки и грехи; ещё это есть ответственность за всех в общине и братстве и за всё в себе и в церкви.

 

Служение

Это полагание всего своего времени, всех своих сил и средств на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему в подражание Христу, Который «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф 20:28); ещё это есть служение от избытка сердца теми дарами, какие мы получили от Духа Святого в Церкви – в Братстве, общинах и лично.

 

Непрестанное обновление и целостное воцерковление жизни

Это преодоление в себе всякой раздвоенности. Это возрастание во Христе по действию Духа Святого, чтобы дать возможность Богу «творить всё новое» (Откр 21:5), а самим не быть «тромбом» в теле Церкви, сохраняя способность не только быстро и точно реагировать на всё значимое в церкви и обществе, но восполнять недостающее и даже быть «впереди времени» (в соответствии со святоотеческим принципом «Церковь всегда обновляется»).

 

Ответственность «меньшего» за «большее» в церкви и Братстве («Воронежский»)

Это личная ответственность каждого за свою группу или общину, группы или общины – за малое братство, малого братства – за Преображенское братство, Преображенского братства – за церковь. Это ответственность членов групп и общин за старших (духовно и по положению) во всех группах и общинах, малых братствах и Преображенском братстве, в том числе за духовного попечителя Преображенского братства (Содружества) как основного свидетеля и служителя церковности Братства, его верности своему призванию и всем признанным Братством принципам жизни.

 

Мирное и непримиримое противостояние злу («Сретенский»)

Это стремление адекватно реагировать на всякое угашение духа и искажение смысла, на всякую неправду как в церкви (фундаментализм, модернизм, клерикализм, конформизм, политизация), так и в обществе (индивидуализм, разделение, потребительство, агрессивность, коррупцию, мафиозность), и при этом желание ничего не бояться, будучи готовыми даже к страданию за Христа в любое время, никого не осуждать, не критиканствовать, бороться только «словом и житием».

 

Воспитание детей ради целожизненного служения («Уральский»)

Это подготовка детей, прежде всего собственным примером, к качественному и целожизненному служению, предполагающему внутренний настрой, при котором человек не держится за себя и своё, а готов делиться с близкими и ближними дарами и плодами любви. Это воспитание своих и братских детей для «Царства Небесного и правды Его».

 

Борьба за человека и его свободу, за церковь и её соборность («Архангельский»)

Это борьба за человека не как борьба за что-то для человека, но за него самого как лицо и личность. Это борьба в церкви не против кого-то, но за то, чтобы на первом месте в ней был Христос. "Потому что борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах" (Еф 6:12). Это созидание общины, обращённой к личности и этим порождающей возможность соборности; и созидание братства, обращённого к соборности и этим поддерживающего развитие личности.


Братство стремится следовать Евангелию во всём, не считаясь со сложившимися обратными традициями, привычками, внешним или внутренним сопротивлением любого рода, в том числе и со стороны «здравого смысла».

 

Качественный труд («Богоявленский»)

«Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол 3:23). Делать своё дело самим, ни на кого не перекладывая, учиться всё делать хорошо, качественно и с первой попытки.

 

 

II. Из этого следует (задачи Форума церковного и национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду»):

 

 

1. Единая жизнь братьев и сестёр во Христе, включая жизнь в общинах и группах, малых и большом братствах, основанная на общении, братской агапической (всеобъемлющей) и дружеской любви и личном иночестве

Это может выражаться, в частности, в иноческой по духу постоянной и трезвенной совместной обращённости ко Христу для обретения единства «закона веры», «закона молитвы» и «закона жизни»; в регулярных домашних и иных встречах для совместной молитвы, чтения писания и духовной беседы и общения; в братских трапезах после совместного причастия (агапах); во взаимопомощи, делах милосердия и в совместном братском трудовом служении; в паломничествах и т.п.

Имея определённые границы, общины и малые братства сохраняют при этом открытость своей жизни, в т.ч. возможность включения в неё новых членов (в частности, детей членов общин). Братство стремится не допускать духа сектантства, элитаризма, стяжательства, лицемерия, фарисейства и саддукейства в любых его проявлениях.

 

2. Свидетельство о спасении и преображении во Христе, «благовестие Царства» словом, делом и жизнью

Братство участвует в широкой и всесторонней миссии церкви по собиранию и научению людей, искренне ищущих путь к Богу. Члены Братства стремятся свидетельствовать о христианской вере и жизни в общинно-братском духе.

Братство прилагает усилия для распространения в церкви практики обязательного научения перед крещением, т.е. возрождения в церкви катехумената и проведения полноценной катехизации перед крещением для некрещёных, а также для тех, кто «был крещён без подготовки, формально, не сподобившись "родиться свыше" (Ин.3:7)».

Братство всемерно способствует расширению и углублению духовного просвещения, в частности, духовного образования христиан всех возрастов. Каждый член Братства в нормальном случае осознает христианское просвещение и ученичество как дар Божий и, значит, как свою духовную обязанность.

 

3. Стремление к простоте и открытости во Христе и созидание христианского единства

Члены Братства не замыкаются в себе и своей традиции, но ищут истину везде и, где бы её ни нашли, принимают её, воцерковляя.

Сознавая наличие серьёзных внутренних проблем в Русской православной церкви, Братство со своей стороны и в меру своих сил противостоит любым попыткам спровоцировать раскол в церкви, выступая за диалог в ней по спорным вопросам в духе терпимости и непредвзятости, в соответствии со словами св. ап. Павла (1Кор 11:19): «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

Признавая единство всех христиан заповедью Спасителя (Ин 17:21), Братство не стремится к затушевыванию конфессиональных различий, но вместе с тем не снимает с себя ответственности за общий грех конфессионального разделения. Члены Братства открыты для личного общения в духе любви с представителями других христианских конфессий как с нашими братьями и сёстрами во Христе.

Братство не находится в формальной зависимости от государственных, общественных и официально-церковных учреждений, но прилагает усилия для поиска адекватных форм церковно-общественного диалога и поддержки христианской общественности.

 

4. Участие в евхаристическом и литургическом возрождении

Члены Братства стремятся к полноте личного и совместного участия в богослужении через поиск воплощения его духа и смысла в их единстве. В частности, для этого Братство содействует восстановлению ряда ныне актуальных древних традиций: общего пения, непараллельного с хором чтения евхаристического канона и других общих молитв вслух, общенародного целования мира, проповеди после писания, «пасхально» постоянно открытых царских врат и т.д. Также Братство ищет способы к преодолению всех возможных разделений в церковном собрании, в первую очередь клира и мирян.

Братство содействует полному выявлению в церкви литургической и общецерковной (личной и совместной) природы всех таинств, начиная с крещения и евхаристии, стремясь к тому, чтобы таинства в церкви не могли восприниматься как частные требы и профессиональное дело одних священнослужителей, но как плод общего служения всего народа Божьего по его дару царственного священства (1 Пет 2:9).

Братство поддерживает перевод богослужения на национальные языки (прежде всего, русский) и тем самым их воцерковление во исполнение слов сщмч. протопр. Александра Хотовицкого: «Из достоинства славянской речи ещё не следует отрицания перевода книг, а равно богослужения и молитв на русский язык, ибо таким образом мы бережём золотник, а теряем пуд».

 

5. Ответственность за свою церковь, свой народ, свои общество и страну

Братство осуществляет свою деятельность вне политики, понимаемой как борьба за власть и свои привилегии, но осознаёт свою ответственность за церковь, общество и страну, народ и его историю. Это проявляется в четырёх основных сферах:

  • борьба за возрождение человека, церкви, народа и общества;
  • собирание всех живых сил в церкви, народе и обществе;
  • свидетельство о жизни и мире словом правды и истины;
  • призыв к национальному и церковному покаянию, прежде всего собственным примером, словом и делом.

Братство стремится явить христианский образ отношений как внутри церкви, так и внутри общества и его институтов, включая семью и государство. Для этого члены Братства призваны трезвенно разбираться в общественной ситуации: уметь отличать факты от мифов и пропаганды, не выносить поспешных суждений и решений, «не играть в чужие игры» и т.п.

***

Мы считаем пророческими и актуальными для всех нас слова, произнесённые ещё в конце XIX века еп. Таврическим Михаилом (Грибановским):

«Всюду, где только можно, [надо] насаждать царство любви и гармонического развития личности в Духе при помощи Христа. В этом, в сущности, разрешается всё православие, все его догматы, вся этика, все таинства, все обряды, вся жизнь. В разъяснении православия в этом смысле – теоретическая задача наша. В проведении такого православия в жизнь частную, семейную, общественную и государственную – вся наша практическая задача. В братском союзе сочувствующих и отдающихся всецело этой задаче людей – самый верный задаток обновления православно-русской жизни. Придётся ли их (эти идеалы – ред.) осуществлять легальным путём или путём протеста сверху или снизу – всё равно; наше дело не рассуждать о том, что неизвестно, но быть готовым к нему».