Жизнь в духе свободы

16 июня в Санкт-Петербурге прошел вечер памяти издателя, переводчика, главного редактора издательства ИМКА-Пресс Никиты Алексеевича Струве. Участники вечера, – кроме петербуржцев, здесь были гости из Парижа и Москвы, – делились своими воспоминаниями

«Своего рода русские»

После просмотра фрагмента фильма «Под одним небом» о Никите Алексеевиче, выступил его внук Григорий Лопухин, актер и режиссер.

– Это мой дед, но мне не хотелось бы рассказывать, как мы играли в теннис или пинг-понг. Я скажу о том, что меня удивляет в нем как в личности – это его умение говорить. И он всегда был сильнее именно в импровизации, чем в подготовленных выступлениях, – сказал он. – Я мог бы вспомнить о многих эпизодах, которые мне кажутся сильными и значимыми. В частности, когда он говорил о тех русских, которые являются потомками эмигрантов в третьем или четвертом поколении: «Мы своего рода русские». Странная, почти непереводимая фраза.

Внук Н.А. Струве Григорий Лопухин, актер и режиссер; Татьяна Викторова, редактор журнала «Вестник РХД»
Внук Н.А. Струве Григорий Лопухин, актер и режиссер; Татьяна Викторова, редактор журнала «Вестник РХД»

– Мы с ним много спорили о театре, и именно то, в чем мы не соглашались, было самым интересным. Он критиковал многое из того, что я делал, и это-то мне и нравилось. Тем не менее, две моих постановки – маленькие спектакли – ему понравились: несколько сцен о Солженицыне из «Архипелага ГУЛАГа» и литературная композиция, которая была как раз по стихам матери Марии (Скобцовой). Когда он посмотрел последнюю композицию, он ничего не сказал, только улыбнулся, но для него это много значит, – вспоминал Лопухин.

Вспомнила об удивительном даре слова Никиты Алексеевича Татьяна Викторова, редактор журнала «Вестник Русского христианского движения» («Вестник РХД»):

– Никита Алексеевич великолепно выступал, особенно спонтанно. Кто-то задавал вопрос, и он мгновенно включался в процесс, говорил ярко, вдохновенно. И этот огонь передавался публике. У него был дар переходить из одной культуры в другую, с одного языка на другой.

Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства и первый проректор Свято-Филаретовского института, членом попечительского совета которого был Никита Алексеевич, рассказал о его выступлениях на встречах и лекциях:

– Он, будучи знатоком предмета, о котором говорил, не был ярким оратором. Но то, что он говорил, было в десятку, промежуточных слов и «словесного наполнителя» в его речах не было.

 [[MEDIA4]]

Дедушка Движения

Кирилл Соллогуб, председатель Русского студенческого христианского движения (РСХД), рассказал о том, как Никита Алексеевич вошел в Движение.

– Для нас он тоже был дедушкой – наш дедушка Движения, – сказал Соллогуб. – Никита Алексеевич вырос в малоцерковной семье: его мать была крещена в католичестве, довольно поздно приняла православие, они очень редко ходили в церковь. И в его воцерковлении и в стоянии в вере – это всегда говорил сам Никита Алексеевич – решающую роль сыграла встреча с Движением.

Встреча состоялась в 1949 году. Никите Струве тогда было 18 лет, и он учился на филологическом факультете Сорбонны. На съезд РСХД он пришел по приглашению своего старшего брата – о. Петра Струве*. Никита Алексеевич так писал об этом: «Я был сразу же и бесповоротно захвачен той живой творческой свободной атмосферой, которая была свойственна съездам Движения с самого начала его возникновения».

Кирилл Соллогуб, председатель РСХД
Кирилл Соллогуб, председатель РСХД

По словам Кирилла Соллогуба, для Никиты Алексеевича Движение – не только богословы, наставники, профессора, учителя, но это и жена, и друзья:

– С тех пор и до самой своей кончины он оставался движенцем. Для нас он был настоящим мостом между поколениями, потому что он застал основателей движения, таких как о. Василий Зеньковский, Лев Зандер, Николай Зёрнов, с которыми он общался в послевоенные годы. И в Движении он обрел настоящий круг друзей: это второе или третье поколение движенцев – о. Александр Шмеман, о. Илья Мелия (близкий друг Никиты Алексеевича), о. Борис Бобринский, о. Алексей Князев, о. Иоанн Мейендроф. Они оставались друзьями до конца жизни. Также в РСХД он встретил будущую жену – Марию Александровну Ельчанинову, дочь известного священника Александра Ельчанинова.

О. Василий Зеньковский увидел, что перед ним одаренная личность и поручил Струве ответственное дело: в начале 1950-х молодой Никита (ему было чуть больше двадцати) вошел в круг людей, которые отвечали за издательство ИМКА-Пресс. Сначала он был литературным советником, а с 1970-х стал главой издательства. Тогда же он вошел в редакционный комитет журнала, который до сих пор издает Движение – «Вестник Русского христианского движения» («Вестник РХД»). А в начале 1960-х по предложению о. Петра создал новый франкоязычный журнал «Le messager orthodoxe» и до конца жизни был его главным редактором.

– Определяет его связь с Движением не только эта ответственность, но тот дух Движения, который он нес до конца жизни и разделял со всеми, особенно с нами молодыми, – подчеркнул Кирилл Соллогуб. – Он вносил дух Движения, желание служить Церкви, полной преданности Церкви, например, в церковное управление нашей Архиепископии – он был членом епархиального совета.

 

Настоящий христианин

– Невысокого роста, в очках, не поражая наружностью, ни тем более одеждой, лишь бы удовлетворительна, это и на мой вкус. А – быстрый, проницательный взгляд, но не для того, чтобы произвести впечатление на собеседника, а себе самому в заметку и в соображение. С Никитой Алексеевичем оказалось все так просто и взаимопонятно, как если б его не отделяла целая жизнь за границей: духом – он всё время жил в России, и особенно в её литературных, философских и богословских проявлениях на чужбине. Очень деликатен… как бы опасался проявить настойчивость, а все высказывал в виде предположений... Ещё больше опасался впасть в пафос и при малом к тому повороте высмеивал сам себя, – прочитала воспоминания А.И. Солженицына о Никите Алексеевиче Струве** ведущая вечера Юлия Балакшина.

Ведущая вечера Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского братства
Ведущая вечера Юлия Балакшина, председатель Свято-Петровского братства

– Он очень ценил такое качество как скромность. Мне кажется, он видел в этом воплощение христианского духа, того, что может быть сокрыто в христианском понятии служения – когда на первом плане присутствует не тот, кто действует, но Тот, во Имя кого это совершается, – рассказал Дмитрий Гасак. – И его скромность проявлялась даже в его одежде, неброскости его наружности. Его значение и все что он делал, с кем он был связан, – никогда не бросались в глаза.

– Зная такого христианина, укрепляешься в том, что Христос воскрес, что христианство не просто набор иногда непонятных, иногда трудных и не очень интересных правил, а жизнь, которая жительствует и умножается. В нем как-то все соединялось естественно – и культура, и вера, – добавил Александр Буров, член Свято-Петровского братства, сотрудник Государственного музея Истории религии, принимавший участие в организации первого приезда Никиты Алексеевича в Санкт-Петербург в 2004 году.

Александр Буров, сотрудник Государственного музея истории религии
Александр Буров, сотрудник Государственного музея истории религии

 

«Самое дорогое детище»

Таковым, как говорил сам Никита Алексеевич, оставался для него журнал «Вестник РХД». По его воспоминаниям, в 1950-м году это был «чисто эмигрантский, очень тоненький журнальчик». О том, чем был журнал «Вестник РХД» для советского читателя в 1970-х рассказал Александр Копировский, профессор Свято-Филаретовского института:

– 1978 год. Я сижу в Московском университете (я тогда получал второе образование) под лестницей в месте, которое называлось официально «сачкодром» – те, кто не ходил на лекции, могли там почитать, провести время, – сижу тихо, мирно, читаю «Вестник РХД». Рядом сидит незнакомая девушка, читает, я заглядываю ей через плечо, а она мне: мы читаем один и тот же номер «Вестника»! Хотя тогда за это можно было попасть в тюрьму. Когда человек погружался в это, читал, это было как припадание к источнику, к живительному кислороду. Это то, что брали прочитать за ночь – номер «Вестника» или «ГУЛАГ».

Александр Копировский, профессор СФИ
Александр Копировский, профессор СФИ

Никита Алексеевич публиковал работы авторов из России под псевдонимами, которые никаких ассоциаций с этими авторами не вызывали, и в этом проявилось его бережное отношение к людям и то, насколько хорошо он разбирался в ситуации в СССР. Дмитрий Гасак напомнил, что далеко не все западные издатели обладали такими качествами: например, как рассказывал протопресвитер Виталий Боровой (в то время – заместитель Отдела внешних церковных сношений), у авторов, публиковавшихся в изданиях английского Кестон-колледжа, возникали «проблемы с КГБ».

– В этом смысле Никита Алексеевич при всей его ироничности, шутливости, простоте, понимал дух времени и очень хорошо его чувствовал, – подчеркнул Гасак.

В 1978 году под псевдонимом «Николай Герасимов» Никита Алексеевич Струве опубликовал в «Вестнике» первую статью основателя Преображенского братства и Свято-Филаретовского института священника Георгия Кочеткова «Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви». И для каждой следующей статьи он придумывал новый псевдоним.

Дмитрий Гасак и другие члены Преображенского братства с благодарностью вспоминали, как Никита Алексеевич Струве в 1997 году, когда на о. Георгия Кочеткова и нескольких братчиков были наложены неправедные прещения, вступился за братство при встрече с патриархом Алексием II, что в результате привело к разрыву их отношений.

 

«Выдавливать из себя "совка"»

Как рассказал Игорь Сахаров, директор Института генеалогии при Российской национальной библиотеке, он составил родословную Никиты Алексеевича Струве и оказалось, что действительно в роду Струве совсем немного русских, и остальные – французы, немцы, – по вероисповеданию были или протестантами, или католиками:

– Из этого «коктейля» образовался Никита Алексеевич как человек несомненно русский. Наше становление может происходить независимо от того, какие у нас гены и какой религии придерживались наши предки. История Никиты Алексеевича – удивительный пример того, как человек приобщился к православию, несмотря на то, что он вырос в нецерковной среде.

Игорь Сахаров, директор Института генеалогии при РНБ
Игорь Сахаров, директор Института генеалогии при РНБ

Александр Копировский вспоминал о том, что сделал для России Никита Алексеевич после 1990-го года: он стал ввозить «книги тоннами» – во все крупные библиотеки Москвы, во все областные библиотеки. С его подачи был создан Библиотека-фонд Русского Зарубежья. За эту деятельность в России он получил госпремию.

– Я очень рад, что сегодня вспоминали его слова – «мы своего рода русские». Это очень хорошо, снимается пелена с глаз, разрушаются стереотипы. Колоссальный вклад Никиты Алексеевича в русскую культуру в большей степени в том, что он сделал такое впрыскивание духовной литературы, христианской публицистики, свободной полемики, духа свободы. Настоящий дух свободы не передается, ему нельзя научиться, но им можно вдохновиться, чтобы что-то раскрыть в себе. Как Чехов призывал выдавливать из себя раба, так нам надо выдавливать из себя «совка», и это делается прикосновением к тому, кто совсем не «совок» – общением с ним, разговорами с ним, – подчеркнул Александр Копировский.

Юлия Балакшина, также принимавшая участие в организации первого приезда Никиты Алексеевича в Санкт-Петербург в 2004 году, рассказала о своих впечатлениях от его выступления на круглом столе под названием «В России не удалась история, но удалась культура»:

– Он жил с сознанием того, что он осколок той России, которая осталась, которая сохранилась. И очень много говорил о наследии, о призвании русской эмиграции сохранить осколки того, что когда-то было в России. Никита Алексеевич сам был явлением той самой культуры и того русского человека, который был когда-то на этой земле. Замечательно, что мы его знали и видели, и что его образ помогает нам что-то в самих себе выпрямлять.

 

На пороге

О последних днях Никиты Алексеевича рассказала Татьяна Викторова, которой общалась с ним в больнице 3 мая, за несколько дней до его ухода.

– Он был очень энергичный и очень радостный. Будучи прикован в постели, – и я думаю, что для его близких не было секретом, что это его последние дни, – он говорил только о будущем, он строил планы, назначил мне встречу через неделю, – вспоминала она. – Он был очень счастлив, что я пришла с распечаткой нового «Вестника РХД», и мы обсуждали с ним номер от А до Я: его последнюю передовицу, те материалы, которые в него войдут. Строили планы на следующие номера, о том, какие выставки будут устраиваться в Музее русской эмиграции – один из наших планов по дальнейшему существованию ИМКА-Пресс – и так далее. Он был совершенно переполнен энергией и полон света, совершенно мне в нем ранее неведомого.

Татьяна Викторова, редактор журнала «Вестник РХД»
Татьяна Викторова, редактор журнала «Вестник РХД»

Она рассказала, что он был в восторге от тех медсестер, которые его окружают, он говорил о красоте лиц, о том, какой прекрасный у него лечащий врач.

– Он был одновременно с нами и одновременно перед ним явно открывались какие-то другие горизонты. Было очень трудно уйти, и он не скрывал, что не хотел, чтобы я уходила. Это длилось несколько часов, – сказала Татьяна.

В какой-то момент ей пришлось уйти: пришел лечащий врач, который строил хорошие прогнозы, – говорилось о том, что скорее всего Никиту Алексеевича из реанимации переведут в больничную палату. Момент был переломный. Однако после этого произошло угасание, и через некоторое время он ушел.

– Главное ощущение, которое осталось – что это только начало, что это действительно только порог. И главное, что он призывает других оказаться с ним на этом пороге. И я это восприняла именно как такой завет… именно то, что обращено к каждому из нас, который с ним встречался или еще не встречался, но может встретиться благодаря его книгам – ведь он не только прекрасно говорил, но и прекрасно писал, – рассказала Татьяна Викторова. – Его дары очень многообразны, и каждый из нас может найти ту линию, которую он может продолжить благодаря и вместе с Никитой Алексеевичем.

Вечер памяти Никиты Алексеевича Струве прошел в Музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме в рамках Международной научно-практической конференции «Мы все стоим у нового порога: свободное творчество матери Марии (Скобцовой)», посвященной 125-летию со дня рождения матери Марии.

Дарья Макеева


Фото Игоря Хмылева

* Протоиерей Петр Струве (24 января 1925 г. - 3 декабря 1968 г.) – родился в Париже. С юных лет участвовал в работе Русского студенческого христианского движения, впоследствии был вице-президентом Движения. Духовный сын протопресвитера Василия Зеньковского. Принимал участие во французском Сопротивлении. Врач. В 1964 г. принимает священство. Один из организаторов (середина 1960-х гг.) и первый настоятель франкоязычной церковной общины Святой Троицы в крипте Свято-Александро-Невского собора в Париже. Издатель и со-редактор серии книг на французском языке «Eglises en dialogue». Ведущий радиопрограммы «Orthodoxie» («Православие») на французском радио. Член редакционной коллегии журнала «Le messager orthodoxe» (1960-1968). Принимал участие в работе международной православной молодежной ассоциации Синдесмос. Оказывал содействие в организации первого в Бельгии франкоязычного прихода свв. Космы и Дамиана в Брюсселе (1967). Погиб в автомобильной катастрофе 3 декабря 1968 г. в Монфермей (Франция).

** Из статьи А.И. Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов».


загрузить еще