20-21 июня в Свято-Филаретовском институте состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Государственная аттестационная комиссия работала под руководством профессора Алексея Борисовича Мазурова, доктора исторических наук, ректора Московского государственного областного социально-гуманитарного института. По результатам защит двадцать три выпускника богословского факультета стали бакалаврами теологии.
Хотя современный государственный образовательный стандарт не требует рецензирования бакалаврских работ, Свято-Филаретовский институт много лет сохраняет эту традицию, благодаря чему защиты сопровождаются научной дискуссией с участием специалистов из разных вузов и всегда приносят студентам, преподавателям и слушателям настоящее интеллектуальное наслаждение.
В этот раз в представленных к защите работах исследовался широкий круг тем по церковной истории, катехетике, литургике, в том числе: различные аспекты катехизической практики II-V веков (церковные требования к оглашаемым, место вероисповедных формул в оглашении), происхождение отдельных элементов евхаристической молитвы, деятельность выдающихся церковных личностей начала XX века (священника Константина Аггеева, Сергея Дурылина), отдельно взятые проблемы церковной жизни в СССР, церковно-государственные отношения в первые годы советской власти, взаимоотношения церкви с интеллигенцией в постсоветское время, деятельность христианского молодежного движения «Syndesmos» и многие другие.
Расскажем коротко лишь о нескольких квалификационных исследованиях.
Замечательную работу «Проблемы церковно-общественной жизни России в докладах Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева» представил к защите Александр Волков.
Общество памяти Владимира Соловьёва (МРФО), просуществовавшее с 1905 по 1918 год, идейно сформировалось вокруг недавних марксистов Сергея Булгакова и Николая Бердяева, ставивших задачу «христианизировать и воцерковить этический идеализм русской интеллигенции, чтобы затем ее усилиями духовно преобразовать все общество» и тем самым воплотить сформулированные Владимиром Соловьёвым идеи христианской политики и общественности. Тематика и содержание докладов, прозвучавших на заседаниях МРФО, проанализирована в работе с точки зрения отражения в них актуальных проблем церковно-общественной жизни России начала ХХ века.
Как отметил председатель Государственной аттестационной комиссии Алексей Борисович Мазуров, общество памяти Владимира Соловьева «находилось в авангарде историософских и философских поисков своего времени, собирало большую аудиторию – от сорока до двухсот человек, причем люди платили за то, чтобы присутствовать на этих заседаниях, и приходили в восторг, особенно девушки – можно встретить в исследовании и такую любопытную деталь».
Рецензент Алексей Павлович Козырев, кандидат философских наук, доцент кафедры истории русской философии, заместитель декана философского факультета МГУ, напомнил, что МРФО, которое «было настоящим центром русской религиозной философии в Москве начала века, где встречались представители разных политических и культурных сред», «вызвало целый шлейф подражаний в России – это не только Религиозно-философское общество в Петербурге». «Буквально везде, даже в малых городах России, возникали неформальные сообщества людей, которые обсуждали сходные темы, а это значит, что этот процесс не был “декретирован сверху”, подобно, скажем, университетским кафедрам, это было ответом на какой-то запрос времени», – отметил Алексей Павлович. Многие доклады на церковные темы впоследствии легли в основу ключевых трудов деятелей МРФО и получили развитие в их религиозно-философских концепциях.
По общему мнению председателя Государственной аттестационной комиссии, рецензента и научного руководителя – ученого секретаря СФИ доктора филологических наук Юлии Валентиновны Балакшиной, особую ценность представляет приложение, по объему практически равное самой работе.
«Это самый полный на сегодняшний день контент по хронике МРФО памяти Владимира Соловьева: указывается и перечень всех докладов, и краткое содержание там, где это возможно, и отклики на них в письмах, полемике, воспоминаниях», – сказал Алексей Павлович Козырев.
Анастасия Фаронова под научным руководством старшего преподавателя СФИ Екатерины Александровны Алексеевой исследовала положение приходов в Русской церкви в XVII веке по материалам Московского уезда.
Рецензент доцент СФИ кандидат исторических наук Элла Евгеньевна Рожкова отметила особое внимание, которое уделено в работе внутреннему устройству прихода и его динамике, что редко становилось предметом специального исследования в существующей литературе по этой теме. «Самостоятельная интерпретация данных источников приводит автора к очень важному выводу о существовании большого многообразия форм организации церковной жизни (часовенный приход, келейный, покаяльная семья и другие), существовавшего на Руси в дореформенный период», – сказала рецензент. Также она похвалила студентку за внимательное рассмотрение вопроса об изменении значения и использования основных терминов, обозначающих церковные округа и административные единицы («погост», «уезд», «переезд», «предел», «передел», «доход» и собственно «приход»).
Самостоятельное исследование, основанное на хорошо проработанной историографии вопроса, привело автора к выводу, что Московский уезд стал своеобразной «экспериментальной площадкой» для проверки патриарших реформ XVII века, позже проведенных на территории всей Русской церкви и приведших к «наведению церковного порядка и усилению административного контроля над приходами».
Александр Лятс представил работу «Дискуссия о преобразованиях в богослужебной жизни Православной Российской Церкви в предсоборный период и на Поместном Соборе 1917-1918 годов».
Как отметил научный руководитель заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ кандидат исторических наук Константин Петрович Обозный, актуальность обращения к попыткам реформирования богослужебной жизни в начале XX века в России связана с тем, что «несмотря на прошедшее столетие, православная церковь в России не только не приблизилась к разрешению обсуждаемых на Соборе проблем, но и отчасти отдалилась от того уровня осознания и готовности трудиться над усовершенствованием богослужебной стороны жизни церкви».
В приложениях к работе Александр Лятс приводит данные, демонстрирующие интерес епархий к проблемам устава, богослужебного языка, исправления и перевода богослужебных книг. Проанализированы различные подходы и аргументы сторон по этим вопросам, высказанные в отзывах епархиальных архиереев, Предсоборном Совете и в подотделе о богослужебном языке Отдела о богослужении, проповедничестве и храме Поместного собора.
Исследованию изначальных форм и развития христианского чина погребения в X-XII веках в Византии посвящена работа Юлии Штонды, обобщающая основные литургические источники этого времени, святоотеческие комментарии и позиции ученых по данному вопросу. Хорошо известный чин погребения предлагает «плакать и рыдать» над усопшим, и, как отметила научный руководитель декан богословского факультета СФИ Зоя Михайловна Дашевская, обнаружить в нем свидетельство о победе Христа над всяким началом тления и смерти и надежду на всеобщее воскресение довольно затруднительно. Студентке удалось показать, что изначальный смысл службы погребения – рождение человека в новую жизнь, и потому он является «утешением для живущих, переживающих потерю близкого человека, через утверждение надежды на совоскресение со Христом».
«Видно, что каждый человек под руководством своего наставника проделал большой путь, – сказал, подводя итоги двухдневной работы, председатель Государственной аттестационной комиссии Алексей Борисович Мазуров. – Показательно, что у нас нет ни одной тройки». Также он поздравил выпускников, защитившихся на «отлично» и призвал тех, у кого есть перспективы дальнейшего обучения в магистратуре, «пользоваться этим, пока есть время».
Софья Андросенко
Фото Александра Волкова, Алёны Каплиной, Сергея Калинина
www.sfi.ru