Задание на Великий пост

Проповедь священника Георгия Кочеткова в Неделю о блудном сыне
Эжен Бюрнан. Притча о блудном сыне
Эжен Бюрнан. Притча о блудном сыне

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Продолжаются подготовительные недели к Великому посту. Эта неделя посвящена блудному сыну, возвращению к Отцу человека заблудившегося, но снова обретшего путь через покаяние. Это очень сильное место в Евангелии, которое заранее готовит нас к Великому посту, так чтобы не приходилось в последний момент думать о том, как нам его проводить.

Прежде всего, мне кажется, надо вспомнить об очень хорошей традиции, которая есть сейчас среди верующих людей – самому брать для себя задание на Великий пост. Мне лично очень нравится эта традиция, так пост становится не только общецерковным, но ещё и более личным, более конкретным. У каждого человека есть то, о чём нужно внимательнее подумать, что нужно в первую очередь исправить. Мы об этом стараемся размышлять, когда идём на исповедь, когда каемся, когда готовимся к евхаристии и к причащению. Но такого же отношения заслуживают и посты, особенно Великий.

Да, конечно, нам нельзя забывать о тех людях, которые стремятся к Богу, хотят войти в Народ Божий, присоединиться к Церкви Божьей во Христе и в Духе Святом, чтобы жить в Отце Небесном. Мы должны особенно помнить в это время об оглашаемых, о просвещаемых, о тех многих взрослых людях, которые делают важный шаг в своей жизни, которые готовы отказаться от чего-то из того, что им раньше, может быть, нравилось, что им приносило удовольствие, прибыль, утилитарную пользу. И, слава Богу, мы о них молимся, особенно о просвещаемых –  о тех, кто готовится на Пасху сделать решительный шаг, войти в Церковь, начать причащаться сознательно, разумно, ответственно, духовно и целостно.

Но мы же видим ситуацию и понимаем, что далеко не во всех приходах есть такие оглашаемые. Порой создаётся впечатление, как будто церковь никого не ждёт и не принимает к себе, как будто ей безразлично, пришёл человек к Богу или не пришёл, ушёл или не ушёл. Ведь часто так и бывает: люди походят-походят, ничего не понимают, да ещё кто-нибудь их искусит лукавыми словесами – и они уходят. Тем более сейчас, когда о церкви говорят много негативного, а позитивного как-то наши СМИ не спешат говорить, хотя в церкви много прекрасного, святого, действительно благодатного. Не говоря о других общественных институтах и государственных структурах, которые делают вид, что они как бы стоят над церковью, и пытаются ей манипулировать, говорить от её имени – иногда небезуспешно. Это греховная позиция, тут говорить не о чем. Она тоже способствует тому, что во многих храмах нет этих самых оглашаемых и просвещаемых, о чём можно только очень сожалеть.

Церковь пыталась возродить древний институт катехумената, так же как она в начале 90-х пыталась восстановить традицию православных братств, но у церковного руководства не хватило энергии, или опыта, или мудрости, и с этими задачами в церкви не справились, о чём мы, конечно, сожалеем и ещё в будущем очень пожалеем все и особенно иерархия, потому что они лишили себя реальной опоры в своей церковной жизни. Без этого фундамента они становятся какими-то одиночками, случайно появившимися в церкви на высоких должностях людьми. Это всегда плохой признак, даже если люди сами по себе неплохие. По опыту братской жизни мы знаем, как важно прежде всего для самих старших в церкви, чтобы это старшинство не было внешним, как важно иметь доверие и поддержку своих братьев и сестёр. Только когда в церкви есть общение, она хочет и может нести реальную ответственность за оглашаемых и просвещаемых, молиться и заботиться о них, где бы они ни были, в каких бы городах ни жили, потому что такие люди требуют поддержки церкви, а не просто психологического утешения или разделения с ними каких-то трудов и трудностей.

Вот поэтому нужно думать не просто о том, какая диета будет на пост, буду я есть рыбу или не буду, буду я в дни причастия есть молочное или не буду. Об этом тоже надо думать, но это всё-таки периферия. Наши аскетические подвиги бывают весьма сомнительны, потому что для современного человека вся эта общепринятая аскеза часто не приводит к тем плодам, к которым раньше приводили аскетические усилия христиан – к служению Богу и ближнему. А вот личное задание на себя взять – это ценно. Никто лучше самого человека не знает свои слабые стороны – то, что нужно укреплять и исправлять в себе самом. Каждый знает, если он честно посмотрит на себя – даже если он очень гордый и боится всякой самокритики и тем более критики со стороны, – где он не справляется раз, другой, третий. Тут не грех подумать, почему у него что-то получается, за что-то в своей жизни хочется благодарить Бога, а что-то совсем не выходит.

Люди привыкли всегда и во всём себя оправдывать. Сейчас это очень плохое качество, к сожалению, даже среди христиан встречается часто. Человек видит свои слабости, но за их исправление не берётся, не находя в самом себе сил и решимости. А без этого жизнь теряет вдохновение и соль.

Конечно, когда люди живут по-братски, в общине, а не просто на приходе, пришёл-ушёл, а действительно живут в любви к Богу и ближнему, перед Богом и на глазах у ближних, и готовы служить и Богу, и Церкви, и всем нуждающимся – пусть по силам и по своим дарам, это нормально, у всех всё может быть по-разному, – тогда это исправление жизни и собственных несовершенств удаётся скорее. Человеку важно себя исправлять, помогать Господу как-то себя возделывать. Ведь Господь ищет в нас не просто своих союзников, а соработников – тех, кто вместе с Ним трудится, кто помогает действовать благодати в сердце, помогает распространению плодов Духа в этом мире. И мы должны об этом думать и брать на себя такие задания, пусть не много, пусть это будет даже что-то только одно, но надо потрудиться во время поста и решить свои проблемы.

Конечно ещё лучше, когда человек берёт это задание и его согласовывает с кем-то другим в своей общине или в своём братстве, со своими родными и друзьями, братьями и сёстрами, просто с близкими людьми, которым он доверяет, которым он особенно открыт. Это ещё лучше, когда наше личное задание может послужить не только нам, но кому-то из наших близких и ближних. Это труднее – здесь чаще бывают провалы. Не будешь же с ножом к горлу приставать к человеку с вопросом: сделал он что-то или не сделал? Если он захочет – скажет, не захочет – не скажет, мы же никакого насилия в духовной жизни не признаём, никакого давления, которое убивает всякую личностность в нашей жизни. Этого давления в современной церкви и так слишком много, а нужно научиться жить в духовной свободе, давая авансы любви и доверия всем. Жить в такой открытости, которая здесь как раз нужна, бывает трудно. Вместе двигаться в духовной жизни трудно, однако наиболее благодатно и плодотворно.

Будем помнить об этом, дорогие братья и сёстры, и начнём готовиться к Великому посту сейчас, потому что поздно будет об это думать, когда он начнётся. Полетит время – и можно ничего не успеть сделать. Чтобы драгоценное время поста не прошло мимо нас, давайте думать об этом начиная с сегодняшнего дня и в общинах, и в братствах, и в семьях – везде, где люди могут доверительно, открыто обсуждать такие вопросы. Пусть каждый из нас готовится к Великому посту, а не просто знает, что по церковному уставу идут подготовительные недели, которых осталось-то всего две. Надо брать на себя ответственность за то, что ты делаешь и какие плоды обретаешь. Господь не хочет, чтобы мы были как бесплодная смоковница, которую Он, к слову говоря, не случайно проклял. Пусть это и приточный рассказ, приточный язык – не всегда надо всё буквально понимать – но смысл ясен: бесплодный человек – это человек, отлучивший себя от действия Божьего слова и божественной благодати. Давайте мы не будем бесплодными смоковницами, а будем идти шаг за шагом вперёд и вверх ради славы нашего Господа, ради возрождения церкви и нашего народа, ради подлинности нашей христианской жизни!

Аминь. 

конец!