Зачем мы учимся? Для чего?

09 февраля 2009
Человек будет с удовольствием работать, учиться и отдавать все свои силы в том случае, если он понимает, что какие бы недостатки и трудности на этом пути ни встречались, он прежде всего служит Богу и Церкви. Тогда человек реализует себя в самой лучшей, высшей степени.

Из беседы ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова со студентами СФИ 14 декабря 2002 г.

Свящ. Георгий Кочетков: Учеба, образование – от слова образ. Это продолжение катехизации, и, как и катехизация, это тоже некоторое духовное делание, и поэтому – дело ответственное. Конечно, учебу нельзя назвать вашим служением (некоторые думают, что учеба – это их служение). Это служение вам! Это другие вам служат: и институт, и братство, и конкретные люди – сотрудники института, преподаватели, – все служат сейчас вам. И служат не просто так, от нечего делать, а для того, чтобы вы хоть частично закрыли собой ту брешь, которая есть в церкви. Сегодня в церкви практически нет образованных людей, их буквально единицы даже на такие крупнейшие культурные центры, как Москва и Петербург. Мы часто сталкиваемся с этим в связи с преподаванием какого-нибудь предмета. Найти по всей стране хотя бы двух-трех человек, которых можно было бы всерьез рассматривать в качестве хороших преподавателей для высшего образовательного учреждения в нашей церкви, – это почти нереально, почти невозможно. Просто хороших людей, которые искренне служат Богу, может быть, много, их достаточно, слава Богу, особенно среди мирян. Среди священников тоже много искренних людей, но и им часто не хватает того же самого образования. Недостаток образованности в России чудовищный, как нигде в мире.

Итак, вы получаете христианское высшее образование как дар. Мы надеемся, что, получив этот дар, вы будете им служить. Как говорит апостол Павел, «каждый служи тем даром, который получил». Да, вы начали с разного уровня, у вас разные способности, разные таланты, однако все вы получаете этот дар, и должны им служить. Как служить, где служить – это вы сами смотрите. Для некоторых это станет профессией, может быть даже единственным «хлебом насущным». Такие люди сами будут преподавателями, сотрудниками институтов. Для других это профессией не станет. Да служение и редко становится профессией, очень редко. Существует большая разница между профессиональной деятельностью, работой, и служением, и послушанием. Огромная разница, хотя, конечно, это все взаимосвязано и взаимопроницаемо. Работа может не быть связана с вашим служением (как и служение – с работой), может не быть связана и с вашим послушанием.

При этом элемент послушания должен присутствовать и в работе, и в служении. Если вы перестанете слушаться Бога и тех людей, через которых Господь открывает вам Свою истину и правду, то у вас не будет ни работы, ни служения, ничего не будет. Ищите, как приложить ваши силы на поприще служения Богу и Церкви, независимо от вашей профессии. Хорошо, если служение будет связано с вашей профессией. Не будет связано – тоже не страшно, не бойтесь этого. Не все, например, могут отказаться от семьи, от брака ради служения Богу, некоторым приходится совмещать служение Богу и Церкви с обязанностями в семье, дома. Это нормально. Церковь освящает брак, хотя и отдает предпочтение, как вы знаете, безбрачию.

Церковь освящает профессиональную деятельность человека, если она не связана с компромиссами с совестью, с ложью, с халтурой, с некачественным трудом. Освящает, хотя и отдает предпочтение тем, у кого служение занимает всю жизнь. Понятно, что это лучше. Это богаче, глубже, полнее, но – кому что дано. В соответствии с этим пусть каждый человек и строит свою жизнь.

Вопрос: Когда Вы получали духовное образование, Вы представляли себе, как будете использовать эти знания? Когда Вы поняли, что станете священником?

Свящ. Георгий Кочетков: Как раз для меня эти вещи совершенно не были связаны. Я получал духовное образование независимо от того, буду я священником или не буду. Мне пришлось ждать не один год, пока духовный отец, прот. Всеволод Шпиллер, благословил меня (как он благословлял и других – Воробьева, Салтыкова, Шатова, Смирнова, Борисова) учиться в семинарии и академии. Он посылал нас не за знаниями, а для получения сана, ведь тогда человеку с высшим образованием нельзя было получить сан иначе. Я ослушался и действительно учился, сдавал экзамены (28 экзаменов за семинарию, параллельно с учебой в академии и другими очень серьезными послушаниями). И вот в этом году уже исполняется 20 лет со дня моего рукоположения в дьяконы, которое состоялось на Благовещение 1983 года. Тогда это как-то сумели «пробить», но митрополит Антоний получил приличный нагоняй за то, что меня рукоположили, и уполномоченный, естественно, запретил рукополагать меня дальше. А уж когда я попал в число «профилактируемых» (в соответствующие списки КГБ), тогда, понятно, пресвитерская хиротония была отодвинута на годы… Но я об этом не жалею.

Я считаю, что это не связанные вещи. Священник должен иметь образование, ибо в наше время это в большой степени профессиональная деятельность. Но все-таки не исключительно профессиональная. Это – служение. Когда меня спрашивают, кто я по профессии (а всегда при этом получается так, что я стою или сижу в подряснике), я отвечаю: политэконом, ученый, окончил аспирантуру в Академии наук и т.д. Тогда люди взглядом показывают на подрясник: а это что? Я говорю: а это мое служение, это не профессия, хотя, конечно, профессия тоже. Но сейчас – уже исключительно служение.

Вопрос: Учимся ли мы только для участия в катехизации или есть еще какие-то возможные пути воплощения наших знаний? Как использовать знания, полученные в духовной школе?

Свящ. Георгий Кочетков: Нет ничего проще. Это входит в вашу жизнь, вы делаете меньше ошибок, вы просто лучше живете, лучше служите Богу и Церкви. Что еще нужно? Но вы можете также использовать эти знания профессионально, как мы с вами уже говорили вначале.

Когда мы называем наш институт миссионерско-катехизаторским, мы имеем в виду не то, что из всех вас получатся катехизаторы. Катехизатор – как лакмусовая бумажка, это характеристика уровня. Катехизатор (учитель, духовный наставник), как и священник, должен все в жизни понимать и все знать, хоть в какой-то степени. Если у кого есть (или откроется) дар катехизатора, то он будет и миссионером, и вокруг него, как грибы после дождя, будут появляться оглашаемые. Но не всем вам быть священниками. Пусть это будет для вас как потолок, до которого надо дорастать.

Вопрос: Учеба переплетена с братской жизнью. Важно ли единство общинности и учености?

Свящ. Георгий Кочетков: Бесспорно, и учеба переплетена с братской жизнью, и это единство важно, хотя оно не так легко устанавливается. Роль образованных людей в Церкви очень важна. Должен ли раскрыться данный нам залог?

Да, но думайте – как, чтобы это не было по шаблону, чтобы вас увлекало не только то, что находится на поверхности. Будьте просты, т. е. знайте свою цель и идите к ней, но будьте и мудры, т.е. не смотрите на вещи односторонне. Проникать глубже, видеть вещи с разных сторон – это, собственно, и есть мудрость.

Люди отвыкли смотреть на вещи с разных сторон, отвыкли думать, действительно проявлять какую-то мудрость – просто отвыкли. Конечно, их отучила жизнь, жизнь одномерная, внешняя – социальная, экономическая, политическая, культурная. Это правда. Но, друзья мои, мы же с вами в Церкви.

Если Церковь – Тело Христово, то воплощайте это в жизни. Не бойтесь взаимных связей, которые будут поддерживать вас и скреплять в вас все доброе, и служите, не считаясь со своими издержками.

Вопрос: Мы хорошо понимаем, как важна учеба. Без нее уже трудно представить свою жизнь. Вопрос: как передать это другим?

Свящ. Георгий Кочетков: Я думаю, так, как передается все духовное, прежде всего – собственным примером и вдохновением: пусть от избытка вашего сердца говорят ваши уста. Человек будет с удовольствием работать, учиться и отдавать все свои силы в том случае, если он понимает, что какие бы недостатки и трудности на этом пути ни встречались, он прежде всего служит Богу и Церкви. Тогда человек реализует себя в самой лучшей, высшей степени.

Вопрос: Пошел на первый курс в поисках смысла жизни – а сейчас тот же вопрос встает заново…

Свящ. Георгий Кочетков: Славу Богу! Пусть он встает перед вами всегда. Думать о смыслах – это очень серьезная вещь. Жизнь не такая простая штука, чтобы можно было раз и навсегда ответить на этот вопрос, увидеть для себя смысл на сегодня – и больше ни о чем не думать. К этому вопросу надо регулярно возвращаться, потому что то, что открылось сегодня, – это реальность, но она не универсальна. Жизнь меняется, меняетесь вы сами, меняются и ваши задачи. В Евангелии сказано, что даже таланты даются по мере сил человека: больше у вас сил – будет больше и талантов. Значит, и смысл вашей жизни будет выявляться по-новому.

Вопрос: Обязательно ли нам нужна каритативная практика как учебный предмет?

Свящ. Георгий Кочетков: Конечно нужна. Люди так часто замкнуты на себе и на своем, что им никто не интересен. Это отсутствие любви к ближнему, а значит – и любви к Богу. Нужно налаживать, настраивать свой «духовный инструмент», тогда мы будем знать, какие существуют нужды, научимся сами их видеть.

Каритативная практика должна быть обязательно, так же как и богослужебная, и катехизационная. Человек должен все «потрогать» собственными руками. Он должен знать, как подойти к умирающему человеку и что ему сказать, как посмотреть ему в глаза, знать, как до него дотронуться, чтобы это не было ему неприятно. Этому не научишься по книжкам. Точно так же человек должен уметь общаться с детьми: что ребенку сказать, как сделать ему замечание, как похвалить, чтобы не причинить ему вреда, т.к. и замечание, и похвала могут быть пагубными. Так же и со всем остальным.

Вопрос: Почему у нас нет распределения после учебы?

Свящ. Георгий Кочетков: Пустое дело – заниматься распределением. Пойти куда-то – это значит пожертвовать обычным устроением своей жизни, пожертвовать теплом, удобством, достатком. По-моему, говорить об этом пока еще рано. Москва – почти 15 миллионов человек!.. Было бы желание служить.

Будьте же готовы к служению и несите, не отказываясь, любое служение, которое вам дают. Вы – церковная интеллигенция. При такой тотальной потребности церкви в образованных людях вообще не может быть вопросов с устройством на работу. Просто имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит, и имеющий сердце да чувствует, где он нужен. Имейте братский дух и делайте как можно больше для братств; не с других спрашивайте, что они сделали для братства, а сами делайте.

Выпускники духовного института или университета должны также все делать и для того, чтобы поддерживать свой институт. Они никогда не должны забывать, кто им дал образование. Пока же это, увы, у нас часто бывает иначе.

Вопрос: Почему мы сразу не воплощаем то, что получаем?

Свящ. Георгий Кочетков: Нужно научиться делать все качественно, чтобы не было профанации. Нужно быть собранными и уметь делать все сразу набело – и значит очень быстро. Быстро и хорошо. Только в этом случае человек постоянно благодарит Бога и у него все время на душе радость, даже если он работает по 18 часов в сутки. Иначе человек начинает киснуть, ему все просто-напросто надоедает, даже самое интересное, ведь делать одно и то же по два-три раза – это занудство страшное.

Будьте вообще веселее. Когда человек говорит, что на учебу у него нет времени, интересно посмотреть на что он его тратит. Если внимательно разобраться, то выясняется очень интересная вещь – что у него ни на что хорошее нет времени. Я знаю этот эффект и много лет его наблюдаю на многих людях. Если человек говорит, что у него нет времени учиться – это свидетельствует только о том, что время у него уходит между пальцев, в суете. «Что всуе мятемся?» Часто одни говорят, что много работы и ее некому делать, а другие – что некуда силы свои приложить, но на деле оказывается, что и те, и другие ничего не делают, одни от уныния, другие – из-за комплексов и нереализованных потенций.

Всегда надо знать свою иерархию ценностей и целей. «Взыщите прежде всего Царства Божьего и правды Его, и все остальное приложится вам». Если же вы начинаете со «всего остального», то ничего у вас не получится и настоящей жизни у вас никогда не будет.

Вопрос: Что такое настоящая жизнь?

Свящ. Георгий Кочетков: Замечательный вопрос, которым мы и завершим нашу беседу. Если не для формулы, а по существу – это жизнь во Христе и в Церкви, жизнь по любви к Богу и ближнему, жизнь в духе Любви и Свободы. Быть наученным, не быть профаном – все это тоже жизнь по Евангелию.

Дай же Бог вам всем настоящей жизни – жизни христианской, чтобы вы были действительно счастливыми людьми. Я считаю, что христианин – это всегда счастливый человек. Если человек несчастлив, то он и не христианин. Помните, что святые блаженно улыбались даже тогда, когда их жгли на костре. Я не желаю вам костров, я желаю вам счастливой жизни, чтобы вы были свободны от всех ваших комплексов и остатков старой жизни, от всего того, что вам мешает, от всей суеты, которая крадет у вас уйму сил, времени и средств, заслуживающих лучшего применения, если судить «с точки зрения вечности».

Вот так и судите, так и живите!

Поддерживайте друг друга, вдохновляйте друг друга, живите с открытыми друг к другу сердцами. Учитесь жить открыто, пусть даже вас кто-то не поймет, а кто-то попытается, может быть, и обмануть. Учитесь жить по-другому, уберегаться от зла не путем закрытости, а иначе, сохраняя свою открытость.

Живите открыто, живите свободно, с дерзновением, и Господь вам будет помощником, покровом, защитой и укреплением!

загрузить еще