Вельская картинная галерея
Культурно-просветительский фонд «Преображение»
Свято-Стефановское малое православное братство
приглашают на выставку фотографий Михаила Дашевского
«Затонувшее время»
Открытие выставки 10 мая
15 мая в рамках выставки пройдет встреча Михаила Дашевского с Вельскими фотографами
Место проведения: Вельская картинная галерея
Адрес: Вельск, ул. Карпеченко д. 10
Тел. 8 (950) 250 06 21; заказ билетов по тел.: 8 (921) 672 30 68
Режим работы: ежедневно (кроме воскресения) с 11.00 до 18.00
Вход по билетам (продаются в кассе картинной галереи)
Работа выставки продлится до 15 июля
Справка
Михаил Аронович Дашевский родился в 1935 году в Москве. Через полтора года, в 1937, его отца арестовали и дали 10 лет без права переписки. К счастью, это было именно так, а не расстрел, полагавшийся при такой формулировке. Остались вдвоём с матерью и родственниками, которые не отвернулись. Потом была война, эвакуация, возвращение в Москву, школа с золотой медалью. Отец в лагере выжил, но в 1953 году в ссылке умер, не дождавшись реабилитации. В 1953 году поступил в МИСИ (инженерно-строительный институт) на гидротехнический факультет, который и окончил в 1958 году. Это было время перемен: смерть Сталина, расстрел Берии, XX съезд партии с разоблачениями, фестиваль молодёжи – всё бурлило, и начальству было не до студентов. Такого курса не было нигде, такое братство стало стержнем жизни. Отца реабилитировали. Начал заниматься фотографией. После окончания МИСИ недолго работал на строительствах Сталинградской и Братской ГЭС, потом 40 лет в Москве, в НИИ по строительству. Шатался по стране в турпоходах, перебирал капусту на овощных базах. После того, как Коммунизм не состоялся, «стало можно». Сегодня Михаил Дашевский – доктор технических наук, технический директор фирмы «Вибросейсмозащита», занимается виброзащитой зданий.
Фотографическая биография началась в московском фотоклубе «Новатор» в 1969 году. Там и сложилось ощущение фотографии как искусства – под впечатлением дискуссий, направляемых руководителями клуба А.В. Хлебниковым и Г.Н. Сошальским, профессиональными фотографами и интеллигентами старой закваски. Работы получались всё какие-то неоптимистические. За время до 1985 года в печати была опубликована всего одна работа – «Дочь рыбака» – в журнале «Советское фото», в подборке работ с клубной выставки 1972 г. После 1985 года повеяли новые ветры. В 1989 г в русскоязычном журнале «Время и мы», в США, была опубликована подборка работ о России.
В 1994 году стараниями Михаила Голосовского у Михаила Дашевского в г. Красногорске состоялась первая выставка в России – «Затонувшее время», о которой в журнале «Фотография» статьёй «Ничего не подслащивая» благодарно отозвался писатель Александр Борщаговский. Потихоньку фотографическая жизнь стала налаживаться.
Михаил Аронович Дашевский участвует в московской «Фотобиеннале» (1998 год – выставка «Русская провинция»), в клубных выставках. В 1999 году в Москве, в музее архитектуры, состоялась персональная выставка части его нового проекта «Глазами старого дома», показанная затем в 2001 году в г. Мюнхене на «Днях русской культуры». В 2000 году вышел альбом с 25 фотографиями из этого проекта. В 2002 году Михаил Дашевский опубликовал статью «Фотография как искусство» в журнале «Сибирский успех», иллюстрированную фотографиями так же из этого проекта, и принял участие в выставке «Серебряная камера» в Московском Доме Фотографии. В 2003 году в журнале «Персона» было опубликовано интервью Михаила Аароновича «про жизнь», проиллюстрированное фотографиями из цикла «Глазами старого дома».
На выставке «Затонувшее время. Россия. ХХ век, 1962 – 1992», состоявшейся в Музее Архитектуры имени Щусева в 2004 году, были представлены работы автора (155 черно-белых работ), Фотографии отражали обыденную жизнь людей в бывшем СССР, но не документально, а через призму художественной фотографии. В «Независимой газете» и журнале «Новое время» были опубликованы статьи о выставке, на радиостанции «Маяк-24», в прямом эфире, прошла беседа с автором.
К выставке был выпущен альбом «Затонувшее время. Россия, ХХ век», включающий выставочные фотографии, статьи искусствоведов, комментарии к фотографиям (альбом – двуязычный). Довольно неожиданно альбом завоевал 1-е место в категории «Современная Фотография» на конкурсе фотоальбомов Центральной Европы во время фотофестиваля в Братиславе в 2005 году. В 2005 году часть выставки (100 работ) экспонировалась в «Центре А.Д.Сахарова», а работы, посвященные московской тематике – в Санкт Петербурге. В том же 2005 году состоялась выставка полного проекта «Глазами старого дома» в Художественной Галерее «ХХI век» (Кунцево).
В 2006 году Михаил Дашевский выступил с «мастер-классом» на выставке жанровой фотографии «Решающее мгновение» в Санкт Петербурге. В 2007 г состоялась выставка в Познани (Польша), в Петербурге на мемориале Булата Окуджавы в музее Ахматовой и в Свято-Филаретовской высшей православной школе.
В 2008 г прошли выставки Михаила Дашевского в галерее «Лего» в г. Коломна («Затонувшее время»), в Техническом Университете Токио, Япония («Затонувшее время»), в галерее «Фуджи» в г. Каунас (Литва) и, в рамках Московского Фотобиеннале, – в галерее Беляево (полный проект «Глазами старого дома» и новый – «Москва в зеркалах»). Кроме того, Михаил Дашевский принял участие в большой выставке фотографий 1960-70-х годов памяти Драчинского в галерее «Люмьер», в Москве. В 2011 году вышел новый альбом Михаила Дашевского – «Обыденное» – в основном, фотографии 1990-х годов. Прошли выставки – в «Росфото» (Санкт-Петербург), в центре им. Братьев Люмьер и в галерее Классической фотографии в рамках проекта «Форпост» Музея фотографии (Коломна) – в Москве, в Третьяковской Галерее – в рамках проекта РИА Новости «XXI. Мой Тихий Океан», в Екатеринбурге (музей фотографии «Дом Метенкова).