30 октября, в День памяти жертв советских репрессий, в Коломне, в Центральном выставочном зале, состоялся вечер «В ком сердце есть, тот должен слышать время», посвящённый коломенским новомученикам. Вечер был организован членами Свято-Георгиевского малого братства совместно с Коломенским краеведческим музеем. В рамках вечера была представлена выставка о коломенских новомучениках и исповедниках – она включала в себя стенды с именами, фотографиями и краткими историями, а также экспонаты, вводящие зрителей в атмосферу того времени: журнал «Безбожник» за 1930 год, школьную фотографию с вырезанным лицом учительницы – жены «врага народа», одеяло, сшитое руками монахинь Успенского Брусенского монастыря. После закрытия монастыря в 1922 году сёстры разошлись по городу: работали нянечками, учительницами, стегали одеяла. Многие из них впоследствии подверглись репрессиям, семь были расстреляны или умерли в заключении.
Название вечера было взято из стихотворения О. Мандельштама «Сумерки свободы», написанного в 1918 году. В тот страшный год поэт понял, что корабль времени в России идёт ко дну. В революционном зареве гибла не только отдельно взятая страна – происходила катастрофа планетарного масштаба, которую позже назовут антропологической. Что же случилось тогда? Народ отрёкся от своей истории, от своего прошлого, от Бога. В стране разразилась невероятных масштабов гражданская война, которая, по мнению некоторых историков, не закончена и по сей день. Были пролиты реки крови, крови наших братьев и сестёр. Ни одно столетие до этого не знало столько насилия…
В зале выставочного центра собрались студенты, историки, духовенство и все те, кого интересует тема советских репрессий. Были показаны кадры хроники 1918 – 1930-х годов. За короткое время перед глазами зрителей промелькнули: антицерковная агитация, кампания по изъятию церковных ценностей, вскрытие мощей, беззаконные «суды» над духовенством, расстрелы, создание идеологии, призванной заполнить духовный вакуум советского человека...
Сотрудник Коломенского краеведческого музея Н.Б. Мазурова представила гостям экспозицию, рассказала несколько историй крестного пути коломенского духовенства, монахов и мирян. А затем гостям вечера было предложено поделиться своими историями, не обязательно связанными с репрессиями против церкви, поскольку уничтожение производилось среди всех слоёв населения. Репрессивная машина давила всё лучшее, яркое, талантливое, настоящее. Почти в каждой семье был близкий или дальний родственник, который был расстрелян, или сослан, или сидел в тюрьме по «политической» статье. Люди из зала вспоминали родных, близких, знакомых, тех, кто, будучи даже не очень близок к церкви (хотя процент верующих в те годы всё ещё оставался высоким), своим безвинным страданием приобщился ко Христу.
Разговор перешёл на то, что нам делать сегодня для преодоления тяжёлого наследия прошлого, т. к. все мы потомки либо репрессированных, либо тех, кто сажал, доносил, вздрагивал по ночам от шагов на лестнице и с облегчением вздыхал: «Не ко мне...» Чему в этой ситуации нас могут научить новомученики? Почему нам так важно изучать их жизнь и наследие?
Один из гостей вечера – доктор исторических наук, профессор А.Б. Мазуров дал оценку тем событиям и их последствиям. Алексей Борисович назвал последствия террора глубинной психотравмой всего советского народа, каким-то образом передававшейся из поколения в поколение. По самым скромным подсчётам, признаваемым даже коммунистами, в те годы было вынесено 600 – 700 тысяч смертных приговоров. Травмирующим фактором были названы не только все ужасы, творившиеся тогда, но и массовое доносительство. Легко ли жить с сознанием, что тебя предали или могут предать, в том числе и очень близкие люди? Легко ли жить предавшему?
– По количеству мучеников и священномучеников мы не имеем аналогов, наверное, во всей христианской истории, в истории Руси уж точно. С этой точки зрения церковь разделилась на церковь верных, истинных последователей Христа, и тех, кто отступил: промолчал, оклеветал своих собратьев, работал в органах, и т. п., и это для нас страшный урок. Но мы знаем, что церковь зиждется на крови мучеников. И это был залог того возрождения, которое у нас случилось потом. Какие выводы мы должны сделать? Во-первых, то, что произошедшая революция была тотальным богоотступлением, иначе она не смогла бы произойти. Во-вторых, то, что уничтожены были лучшие люди нашего общества, соль русской земли, носители традиционных ценностей и идеалов. Именно они понесли крест за богоотступление.
Алексей Борисович заметил, что несмотря на то, что мы живём в XXI веке, это отнюдь не гарантирует от установления тоталитарных режимов. И в нашей сегодняшней жизни бывают ситуации, которые принуждают нас клеветать и отступать. Он призвал сделать представленную выставку доступной для большинства коломенцев, особенно молодёжи, поскольку эта тема очень важна для нравственного здоровья нашего народа.
Своими размышлениями поделился Андрей Горячев:
– У меня в семье репрессированных не было, по крайней мере, мне об этом ничего неизвестно. Я жил, чего-то добивался, но когда узнал, что происходило с нашей страной в ХХ веке, я понял, что жить по-старому, более-менее нормально, прилично уже невозможно. Необходимо думать обо всём этом. Если мы каждый день не переживаем этот опыт новомучеников, исповедников, то важно иметь хотя бы такие дни, такие отметки в наших календарях, когда мы сугубо уделяем внимание этой памяти.
Андрей напомнил известный разговор митрополита Кирилла (Казанского), священномученика, с начальником 6-го отделения ОГПУ Е.А. Тучковым, когда в ответ на требование находить церковные основания для смещения неугодных властям епископов, владыка ответил: «Вы не пушка, а я не ядро, чтобы разрушать церковь!» «Новомученики и исповедники учат нас трезвению», – сказал Андрей, – «и их опыт – это, возможно, самое ценное, что мы сейчас имеем как народ».
Преподаватель МГОСГИ, кандидат исторических наук В.В. Черкасов обратил внимание на то, что история – это не то, что когда-то с кем-то происходило, а то, что происходит с нами и сейчас.
– То, что произошло с нами тогда, явилось результатом бесчувствия, которое постепенно завладевало народом в XVIII – XIX вв., а потом привело к такому трагическому финалу. Тот разговор, что сейчас происходит, – это разговор об ответственности. Во-первых, об ответственности за наше прошлое, поскольку мы являемся потомками тех людей, а, во-вторых, ответственности за то, что происходит сейчас. Если мы называем себя христианами и соотносим себя с нашей страной, значит, всё, происходящее в стране и в церкви, – это и наша ответственность, болезни нашего общества – это и наши болезни.
Мы должны свидетельствовать о тех временах и о тех людях, чтобы всё то, что мы здесь услышали, знало как можно большее число людей, особенно наши дети. Нам всем важно прийти в себя, почувствовать, каковы времена, в которые мы живём, и каким образом мы можем просветить их светом Христовой истины.
На выходе гостям вечера раздавали свечи, которые, по традиции, возжигаются в этот день в 21.00 в память о всех жертвах советских репрессий.
Кажется, весь ужас тех лет позади. Церковь в нашей стране больше, вроде бы, не гонима, новомучеников прославили, и – что дальше? Произошло ли покаяние в нашем народе за его прошлое? Ответ на эти непростые вопросы не лежит на поверхности, и размышлять над ними всем нам придётся, наверное, ещё очень долго.