Время веселое поста

Священник Георгий Кочетков. Слово на Вечерне в Неделю воспоминания Адамова изгнания, 25 февраля 2012 г.

С праздником, дорогие братья и сестры!

Завтра последний день подготовки к Великому посту – Неделя воспоминания Адамова изгнания. Всем вам хорошо известен сюжет этого праздника, все знают, что значит Адамово изгнание, так что я его пересказывать не буду. Я думаю, вы догадываетесь, почему перед Великим постом вспоминаются такие сюжеты, более того, почему всех христиан призывают к тому, чтобы ничто иное не заслонило именно этого воспоминания в это время. Конечно, мы прекрасно понимаем, что к такого рода воспоминанию нужно прилагать определенные усилия, не только интеллектуальные, но и духовные. Надо как-то собрать свой духовный опыт и вспомнить об антиномичности нашей веры и жизни, потому что очевидно, что в этом воспоминании содержится внешнее противоречие, и противоречие очень серьезное, которого мы часто в нашей жизни разрешить не умеем.

В чем же это противоречие? Давайте подумаем, хотя бы очень коротко. Вот Бог изгоняет Адама за совершенный грех – за его отделение от Бога, за его недоверие Богу. Не поверил Адам Богу, и это вменилось ему в неправедность. Потому-то он и изгнан. И кажется, все так логично, так просто: согрешил – и изгнан. Все естественно: не греши – и все будут вместе, и всё будет хорошо; а если согрешил – до свиданья. Иногда люди так себя и ведут. И это может быть правильно, а может быть неправильно: в одних случаях правильно, в других нет. Точно так же, как и в тех случаях, когда люди рассуждают противоположным образом: мол, греши, сколько хочешь, а я никаких выводов из этого делать не буду, потому что иначе где же моя любовь? Ведь должна же быть любовь хоть где-то… Поэтому ты уж и оставайся, как был и кем был, потому что я должен принимать всякого человека таким, каков он есть. Так говорят довольно многие современные люди, и это тоже может быть в отдельных случаях правильно, а в отдельных случаях неправильно. Как же быть? «И так злэ, и так недобрэ». Что делать?

Конечно, мы должны здесь вспомнить, что есть такие вещи в нашей жизни – такие силы, такие духи, – которые заставляют нас максимально расширять свое сердце, так чтобы в нем никому не было тесно, в том числе и грешникам, поскольку осуждать грешников нам не заповедано. Осуждение грешников – это великое зло, как мы с вами хорошо знаем. Нельзя нам осуждать грешников. Грех осуждать можно – и то не всегда, иногда надо сразу простить (смотря какой грех, каковы его последствия, какова его опасность, какие причины и т.д. и т.п.). С другой стороны, кроме этого предельного расширения сердца под действием благодати, любви, общения – что проявляется в первую очередь как раз в общинной жизни, – существуют и другие вещи, другие силы и духи, которые заставляют нас свой путь всерьез сужать и быть требовательными к себе и своей жизни, а поэтому и к другим, отчего апостол Павел и говорит: мол, не обманывайтесь, братья и сестры, «дурные сообщества развращают добрые нравы». Поэтому нужно остерегаться дурных сообществ, нужно остерегаться действия тех духов, которые исходят от всякого греха, особенно же от грехов больших, тяжелых, которые очень заразны. Апостол Павел, как вы помните, доходит здесь до очень серьезных пределов и говорит, что грешников, если они называются братьями (т.е. если они являются верующими, христианами, полными членами церкви), даже и приветствовать не нужно, т.е. с ними не здороваться и даже за стол с ними вместе не садиться и вместе не есть. А для чего ты будешь есть вместе с грешниками? Ведь когда ты вместе с кем-то сидишь за столом, ты общаешься с человеком. А какая общность между Христом и Велиаром? Никакой общности, никакого общения нет. Это будет или лицемерие, или падение. Вот если грешник неверующий, говорит апостол, из мира сего, тогда другое дело, с таким можно иметь какие-то общие дела, потому что если уходить от всех грешников, так вообще останешься один в этом мире. Поэтому к людям верующим и неверующим требования разные, причем принципиально. И последствия их грехов, даже если это одни и те же грехи, принципиально разные.

Так что есть такие моменты, когда надо прилагать все усилия к тому, чтобы свой духовный путь сузить, чтобы не было на этом пути места греху, страстям, злобе, отступничеству, неверности, клевете, лжи, сребролюбию и честолюбию, гордыне и унынию. И когда мы хотим что-то делать с кем-нибудь вместе, мы должны думать, с кем и что мы делаем. С любым ли человеком мы можем делать какое-то доброе дело? Нет, не с любым. И поэтому путь любви и свободы, столь желанный для каждого верующего человека, для каждого христианина, мы как называем? – Узким путем, причем самым узким. Вот и Господь говорит о том, чтобы нам входить тесными вратами и идти узким путем, потому что только такой путь ведет в Жизнь вечную. А широкий путь и просторные врата в Жизнь вечную нас не приведут, т.е. лишат нас благодати, веры и любви. И именно поэтому жизнь христианская, церковная, основанная на законах братолюбия, требует установления четких и ясных границ, против чего сейчас выступает огромное количество людей. И нас с вами, дорогие братья и сестры, именно поэтому подчас обвиняют в том, что мы закрыты. Мол, как же, надо же для всех всё делать одинаково, почему же тогда вдруг ставится вопрос о том, кто с вами, а кто не с вами? Если вы такой вопрос ставите, значит это ваша беда, значит вы закрыты, значит вы секта.

Правы ли те, кто так говорит? Думаю, что нет. Хотя, повторяю, в духовной жизни всегда есть две тенденции, и нужно пройти между Сциллой и Харибдой, иногда максимально расширяя свое сердце и прощая всё и всем, а иногда наоборот, строго держась определенных правил, законов духовной жизни и законов общения, держась узкого пути, никак его не расширяя. Современных людей очень напугали всякого рода границами. Оно и понятно, и осуждать их за это, особенно в нашей стране, невозможно. Слишком часто границами у нас злоупотребляли, ставя такие границы, что они были уж точно не от любви и свободы, а наоборот, были символом отсутствия всякой любви и всякой свободы. И мы с вами это хорошо знаем, потому что мы все-таки, худо-бедно, знаем историю XX века, знаем, к чему привел полный разгром России и нашего народа, и хорошо понимаем последствия этого, в том числе и духовные. Поэтому осуждать людей, боящихся каких-либо границ, нам не следует, мы их понимаем. Жаль только, что они не понимают нас. Они забыли, что кроме этих драконовских и порабощающих границ и пределов есть границы иные; кроме тех сетей, которые разбрасывает мир сей, желая уловить живых людей и умертвить их, есть еще сети святых апостолов – спасительные, помогающие людям избавляться от «рода сего прелюбодейного и грешного».

Поэтому мы не обижаемся на тех, кто нас не понимает и зачастую обвиняет совершенно безосновательно. Мы лишь внимательно всматриваемся в те границы, которые мы должны выставлять и в этом мире, и даже внутри церкви, чтобы не потерять хоть какие-то качества духовной жизни, пусть даже самые простые, ибо в наше время «не до жиру». Одного из руководителей православного братства (не в России) однажды спросили: зачем вы устанавливаете границы в церкви? Ведь коли все – в церкви и церковь одна, ее не может быть две или три, то зачем нужны границы в церкви? И этот опытный и мудрый человек ответил, что до тех пор, пока в церкви не будет положен предел беспределу, мы будем держать наши границы; как только церковь станет тем, чем она должна быть, чем она призвана стать, нам эти границы будут уже не нужны, потому что вся церковь станет братством, вся церковь станет общиной, как это уже когда-то бывало в истории христианства.

Когда Господь Бог изгнал Адама из рая, Он, судя по библейскому тексту, думал только об одном: как бы согрешившие тяжко люди, любимые чада Божьи, не вкусили еще от одного древа и не стали жить вечно вместе со своим грехом, вместе с тем ядом зла, который поселился в них через грех, как бы они не обессмертили зло и грех. Вот и пришлось людям покинуть рай и вселиться в землю, от которой они были взяты, со всеми ее мучениями, со всеми ее страданиями. И хотя надежда еще долго сохранялась, но ежедневная жизнь была тяжела и даже страшна. И чем дальше идет историческое время, тем страшнее людям жить на земле. Правда, укрепляется и надежда, потому что есть примеры того, как люди преодолевают свое рабство греху и злу и, держась за Христа и друг за друга, выходят из него – из этого рабства – на свет Божий и приобщаются райской пище и новой жизни. Если бы этих примеров не было, на земле давно бы воцарилось уныние и люди погибли бы от одной тоски и ужаса, от того страха, который рождается от знания реалий этого мира – мира, лежащего во зле.

Таким образом, дорогие братья и сестры, когда мы вспоминаем Адамово изгнание, нам нужно думать, как нам поступать: когда следует наши границы жизни, наш путь ко Христу сужать, а когда надо сделать усилие для расширения пределов нашего сердца, потому что человек часто сужает свое сердце не потому, что хочет идти путем, ведущим в Жизнь вечную, а потому что оно наполнено страстями и страхами, потому что оно полно эгоизма. А это совсем другая узость, совсем другая теснота.

Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры, будем обретать мудрость в нашей жизни, не будем смущаться от тех упреков, которые мы подчас слышим и которые происходят, скорее, от недоразумения, от отсутствия духовной опытности, от того, что люди еще не научились жить вместе и при этом жить по-божески. Будем учиться этой новой жизни, зная, что это непросто, зная, что здесь нас тоже ждет много искушений, испытаний. Будем иметь смелость и дерзновение, для того чтобы спокойно, с любовью отвечать не понимающим нашего пути людям, свидетельствуя о том, как следует исполнять волю Божью в наше время, живя на земле. Не будем показывать пальцем на тех, кто, призывая к свободе, сам ее в своей жизни не являет, кто, призывая к любви, сам не показывает даже простейших ее признаков. Не будем думать, что эта ситуация безнадежна. Ведь пока человек живет на земле, сохраняется надежда на лучшее будущее. Будем надеяться, что придет время, и придет оно скоро, когда люди не будут бояться и трепетать, встречаясь с теми или иными границами внутри церкви.

Хотя здесь все же надо оговориться. В церкви сейчас границ очень много, их слишком много. Надо бы, чтобы их было меньше. Слишком много таких границ, которые как раз говорят о разделениях внутри церкви – разных людей, разных кланов, пластов, духовных школ. Церковь давно, как известно, внутри себя разделена, даже в тех случаях, когда внешне, канонически всё вроде бы нормально: люди подходят к одной и той же чаше, ходят в одни и те же храмы. Это не то, что я только сейчас заметил, только сейчас об этом подумал. Люди давно уже бьют тревогу в связи с этим, давно говорят о том, что единства в церкви нет. Но веруем-то мы в единую Церковь.

Даже в храме, по сути, мы находим как бы несколько церквей. Вот завтра обратите на это внимание на литургии. Посмотрите, как люди себя ведут, как общаются: в алтаре – раз, на клиросах – два, в храме – три, за ящиком – четыре, в притворе – пять, в «крестилке» – шесть, на паперти – семь, вокруг храма – восемь, – и сами сделайте адекватные выводы. Это уже восемь церквей только в одном кафедральном храме. Да и внутри этих, так сказать, подразделений можно было бы найти очень серьезные границы. Даже внутри алтаря: разве не отделены от других его обитателей, скажем, архиереи? Увы, отделены, и очень сильно. Жаль, что не все из вас могут пройти в алтарь, чтобы на это посмотреть. Я уж не говорю о том, что все эти церковные подразделения сами живут разными законами, к ним предъявляются разные требования. Если в алтаре достаточно много моментов, когда все могут свободно разговаривать или садиться, то, например, мирянам в храме то же самое почему-то не разрешается и клеймится в самых строгих выражениях. Ну, и так далее. Эти печальные факты можно умножать, умножать и умножать. Церковь потеряла свое единство как раз потому, что потеряла руководство законом любви и свободы, уважение свободы другого человека, когда каждый считает возможным духовно господствовать над другим, и это касается не только всех видов клира.

Так что вступать в Великий пост нам следует отграничив себя от всякого зла и греха, молясь за грешников, но не любя грех. Святые отцы даже употребляли такие слова, которых мы сейчас старательно избегаем, они говорили о ненависти, о том, что надо возненавидеть свой грех, возненавидеть зло, быть абсолютно к ним нетерпимым. И это одна из задач поста, потому что если принимать злое и доброе одинаково, то даже добро превращается в зло и праведность в грех. Не будем об этом забывать. Если мы хотим обрести дух Жизни вечной, надо сначала изгнать из своего сердца рабство злу и греху, рабство своим страстям, без этого никак невозможно. Вот так, дорогие братья и сестры, это последнее предлагаемое перед началом Великого поста воспоминание может помочь нам понять вещи, внешне очень трудно соединимые, противоречивые, и в то же время равно необходимые. Повторяю, учиться им нужно всем, ибо все должны пройти между Сциллой и Харибдой.

Завтра Прощеное воскресенье. Правда, прощеное оно не потому, что на литургии вспоминается об изгнании Адама и Евы из рая, а потому что вечером мы переходим на немножко иной, более древний ритм богослужебного круга. Церковный день будет начинаться не с полуночи, а с захода солнца. Поэтому завтра вечером мы Вечерню будем начинать еще как непостную, но начиная с песнопения «Ясный свет святой славы», которое положено петь на заходе солнца, мы увидим начало времени Великого поста. В храмах изменится всё: тональность песнопений, цвет облачений – всё будет заменено на черный, который является цветом и символом покаяния. В конце Вечерни будет совершаться традиционный чин прощения всех и вся. Потом на первой неделе Великого поста, одной из самых строгих постных недель, мы будем каждый день приходить в храм – в эту часовню и в другие места, – где будет совершаться богослужение. Каждый день вечером – в понедельник, вторник, среду и четверг – будет читаться Канон святого Андрея Критского – гениальное, удивительное произведение покаянного жанра.

Будем же, дорогие братья и сестры, вступая в замечательные дни Великого поста – время радостное и даже веселое, потому что оно нас освобождает от излишних мирских привязанностей, – будем стараться подготовить себя к Пасхе, к встрече праздника Христова Воскресения. Пусть Великий пост пройдет у всех нас плодотворно, благодатно, именно с такой радостью. Пусть Великий пост станет символом духовной весны, духовного пробуждения, в тех случаях, когда это пробуждение в нашей жизни необходимо. Будем помнить, что всем нам всегда есть в чем исправляться, в чем каяться, у всех есть что делать ради Господа из того, что мы по греховности и немощам своим пока еще не сделали. Пусть Господь поможет нам в этом в предстоящее время поста!

Аминь.

конец!