Эту древнейшую форму литургического чинопоследования до этого никогда не служили в пределах Мурманской области.
Предстоятельствовал руководитель литургической группы Североморской епархии настоятель Воскресенского прихода иеромонах Никодим (Коливатов). Ему сослужили руководитель пресс-службы иерей Павел Чедемян, настоятель Преображенского прихода г. Североморска иерей Вячеслав Бондарев, штатные клирики Воскресенского прихода иерей Алексий Серов и диакон Александр Мельник.
Перед началом Литургии отец Никодим обратился к присутствующим с объяснительным словом, рассказав, как об основных особенностях данного чина, так и о истории его возрождения в Русской Православной Церкви в XX веке. Он особо отметил важность возрождения этой Литургии как важнейшего миссионерского и просветительского инструмента. Литургия апостола Иакова сближает нас с первыми веками христианства и со всей глубиной первоначальной литургической традиции.
Служба проходила в почти недвижной тишине. Все старательно внимали содержанию непривычных молитв и ектений. Совершенно потрясающие действие произвело на многих присутствующих ношение через собор молящихся мирян сначала книг Священного Писания (малый вход), а затем Святых Даров (великий вход). Смысл Литургии как общего дела в эти моменты раскрывается как-то по-новому, глубже и конкретнее. Действие происходит не где-то там далеко, а непосредственно среди верующих. Подлинный страх Божий вызывает момент, когда непосредственно в шаге от тебя проносят на дискосе непокрытый Агнец…
По малом входе по середине храма были прочитаны фрагменты книг Ветхого и Нового Завета. По каждом из чтений произносилась пояснительная проповедь. Отец Павел Чидемян раскрыл содержание ветхозаветного чтения из Книги Бытия о «лествице Иакова». Отец Никодим (Коливатов) произнёс проповедь на Евангельское чтение праздника Собора Пресвятой Богородицы. Наконец, отец Алексий Серов истолковал чтение Апостола. Самым необычным, как для прихожан, так и для священников, стало то, что проповедь произносилась сидя, как это установлено данным чином.
Мы не сможем описать всех чувств, которые переполняют присутствующего впервые за такой службой. От недоумения до восторга, от сомнения до какого-то подлинно харизматического состояния первохристианской Церкви, где теургическое сплавлено с литургическим.
Наверное, самое непривычное в Литургии апостола Иакова это причастие мирян под двумя видами раздельно. Тело Христово преподаёт священник с Дискоса, а Кровь — диакон из Потира.
И ещё один непривычный момент. В нашей практике литургических последований Василия Великого и Иоанна Златоустого после причастия ещё достаточно много молитв и действий. Не так в последование Иакова: причастие здесь и кульминация, и точка. После причастия проходит всего две-три минуты как диакон приглашает идти по домам с миром и затворяются врата. Здесь мы видим всю практичность и простоту раннего христианства. Смысл Литургии — Причастие Святых Тайн. Причастились — идите с миром…
Будем надеяться, что Литургия апостола Иакова станет хорошей традицией прихода Умбы. По благословению владыки Митрофана она будет совершаться три раза в год: 8 января на Собор Пресвятой Богородицы, 17 января на Собор 70-ти апостолов и 5 ноября в день памяти апостола Иакова.