Войти в наследие тех, кто отдал жизнь за Христа

04 февраля 2012
5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских.
"Собор новомучеников в Бутове пострадавших". Икона из храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове.
"Собор новомучеников в Бутове пострадавших". Икона из храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове.

5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Традиционно в этот День в Преображенском братстве пройдут встречи и семинары, посвященные этой теме. Вечером члены братства призывают всех зажечь свечу у окна в молитвенную память о новомучениках и исповедниках Российских.

Сегодня новомученики чаще всего воспринимаются только как жертвы, как одна из социальных групп «бывшей» России, особо пострадавшая в годы репрессий. Если учитывать, что наши современники в целом закрыты к теме репрессий из-за ее внутренней неподъемности, непреодолимости (невозможность противостоять всесокрушающей силе зла, внутреннее желание не знать, как легко человека превращали в не-человека), то интерес к теме новомучеников минимальный.

Опыт выставки Преображенское братство, показал, что есть шанс говорить о нашем недавнем историческом прошлом, столь еще живом в нас, с духовной прибылью. Люди истосковались по примеру подлинного подвига, не внешнего, не идеологизированного, а внутренне освобождающего, дающего представление о том, что человек может сохранять свободу и человеческое достоинство в самых невыносимых условиях, что есть что-то, ради чего можно всерьез пожертвовать жизнью.

Важно говорить о новомучениках как о семени новой жизни на нашей земле, как о примере подлинного подвига, которым могут гордиться те, кто сегодня живет в России, как о нашем оправдании перед Богом за все ужасы XX века.

Новомученики и исповедники были среди разных слоев церковного народа, однако не менее важным представляется различение новомучеников по внутреннему смыслу, качеству их подвига.

На вопрос, кого можно назвать новомучениками, можно ответить весьма по-разному.

Преподаватель Свято-Филаретовского института А.И. Шмаина-Великанова полагает, что мучениками можно назвать всех верующих и неверующих, до конца испивших чашу страданий, ставших «доходягами», угасших в лагерях, но не купивших лишнюю пайку ценой подлости, предательство, звериного инстинкта выживания. Конечно, здесь можно говорить только о мистических границах Церкви, о том, что ведомо только Богу.

Если вспомнить, что греческое слово «мученик» (μάρτυς, μάρτυροσ) означает «свидетель», то нужно учитывать, что свидетельство о силе и славе Божьей, в русской Церкви в XX веке имело две грани, две половины – свидетельство жизнью и свидетельство словом. Первое досталось на долю тех, кто остался в России, второе приняла на себя русская эмиграция (вспомним слова о. Алексия Мечева Н.А. Бердяеву перед его высылкой в Европу). Свидетелями пророческого духа русской церкви стали о. Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, мать Мария (Скобцова).

Свидетельство словом ставит вопрос и о том, что, в каком-то смысле, мучениками могут быть названы и русские писатели, и поэты, оставшиеся в своем творчестве верными «божественному глаголу». Своей личной и творческой судьбой Мандельштам, Ахматова, Пастернак являют примеры не только художнического, но и подчас христианского исповедничества.

Большая часть ныне прославленных новомучеников – это люди, которые смогли подтвердить христианство своей смертью. Основанием для канонизации служат следственные дела и отсутствие в них фактов оговоров других лиц. Но степень достоверности следственных дел большинством исследователей ставится под очень большой вопрос. Особую ценность имеют редкие сохранившиеся свидетельства о том, как тот или иной человек переживает ситуацию встречи с тоталитарной властью, с неизбежностью смерти, такие, как, например, письмо дьякона Николая Тохтуева, в котором он прощает мучителей и выражает готовность пострадать за Христа.

Особенно ценен для нас, ныне живущих, опыт людей, которые в годы гонения, рискуя жизнью, продолжали служить на своем месте; делали дело, на которое когда-то были призваны и поставлены, собирали церковь и свидетельствовали о Христе. Это и еп. Кирилл (Смирнов), епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий), о. Анатолий Жураковский, оо. Алексий и Сергий Мечевы, архим. Сергий (Савельев), архим. Таврион (Батозский) и многие другие.

Церковь, действительно, прошла обновление в горниле страданий, собрала истинное сокровище на небесах, но как же важно нам это сокровище увидеть и принять, войти в наследие тех, кто отдал жизнь за Христа и Его Церковь.

 
Юлия Балакшина,
член группы церковно-общественных инициатив Преображенского братства
конец!