Вопрос о богослужебном уставе на Соборе 1917-1918 гг.

05 сентября 2017
Авторская программа Александра Мраморнова, научного руководителя издания материалов Собора 1917-1918 гг. «Великий Собор»

Гость: священник Максим Плякин.

Тема: вопрос о богослужебном уставе на Соборе 1917-1918 гг.

Александр Мраморнов: Сегодня мы беседуем со священником Максимом Плякиным, клириком Саратовской епархии, членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Отец Максим, Вы много пишете о вопросе богослужебного устава, как Вы думаете, что из наследия Собора 1917-1918 годов актуально и сегодня в этой теме?

Священник Максим Плякин: Я бы отметил два вопроса из тех, что обсуждались на Соборе столетней давности. Как мы знаем, к сожалению, Собор не успел принять решений ни по одному из этих вопросов, поэтому все, что мы имеем сегодня, это подготовительные труды участников Собора. Но тем интереснее для нас посмотреть, как выбранные Церковью делегаты тогда, 100 лет назад, относились к этим вопросам.

Первый вопрос – вопрос о том, по какому уставу должно совершаться богослужение на приходе. Не секрет, что наш действующий устав, типикон нашей Церкви, он по своему происхождению мало того что монашеский, так он еще и происходит из совершенно другой страны и из другого климатического пояса. Конечно, он несет на себе определенные следы того, что ему уже полторы тысячи лет. Но, тем не менее, многие, в том числе и прославленные в лике святых деятели Церкви отвечали, что на приходе типикон в том виде, в каком он существует, неисполним.

Александр Мраморнов: То есть проблема не только в древности типикона, а еще и в его региональной привязке?

Священник Максим Плякин: Даже не столько региональность, сколько именно монашеское происхождение. Монастырь – это все-таки община людей, объединенных, среди прочего, еще и общим распорядком.

Александр Мраморнов: И обетами.

Священник Максим Плякин: Да, общими обетами. И в этом общем распорядке выставить календарное время для той или иной службы – это вопрос внутреннего распорядка этой общины.

Сегодня в дискуссиях о соблюдаемости или несоблюдаемости устава очень часто забывают, что, например, согласно типикону утреня у нас должна начинаться в 3 часа ночи. Собрать сегодня на мирском приходе людей помолиться в это время – раз в год может быть удастся… И вот Собор тогда еще, 100 лет назад поставил вопрос – что из требований типикона применимо на практике, что из этих требований неприменимо, а что можно так или иначе модифицировать.

В частности, Собором рассматривался вопрос о чтении на утрени канона. Это вопрос, на самом деле, для нашего богослужения чрезвычайно болезненный. Поскольку наш устав, из которого потом вырос типикон, формировался в ту эпоху, когда канонов не было в принципе.

Полностью слушайте в АУДИО.

Источник http://www.grad-petrov.ru

www.bogoslov.ru
загрузить еще