Организаторами форума «Революции и реформы в истории мировых религий» выступили Центр проблем модернизации и развития Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова, журнал «Вопросы философии», ВГБИЛ. В этом году чтения приурочены к двум юбилеям: 500-летней годовщине начала европейской Реформации и 100-летию Великой российской революции.
Открывая конференцию 21 ноября, ее ведущий, историк Евгений Рашковский напомнил, что инициатива проведения чтений принадлежит многолетнему директору ВГБИЛ, покойной Екатерине Юрьевне Гениевой. По пяти прошедшим конференциям уже выпущены два тома: первый «уже разошелся», а второй том представлен в рамках нынешней конференции.
Настоятель прихода святителя Николая Чудотворца в Оксфорде протоиерей Стивен Платт, прибывший в Москву в рамках визита в Россию Архиепископа Кентерберийского, приветствовал участников форума от имени Содружества свят. Албания и преп. Сергия. 100-летие русской революции – тема сегодняшнего дня, отметил он, и одним из последствий этой революции стало прибытие в Англию Николая Зёрнова. Спустя 10 лет в Сент-Олбансе прошла первая англо-русская христианская конференция. Через год, в 1928 году, было основано Содружество свят. Албания и преп. Сергия. Таким образом следующий год станет юбилейным: содружество, которое по-прежнему является живой и деятельной организацией, будет отмечать 90-летие. О. Стивен Платт также сказал теплые слова о Екатерине Гениевой: приехал в Россию после ее смерти первый раз, увидел памятник у входа в библиотеку, и уверен, что «она духом присутствует здесь с нами».
Профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Ландабасо выступил с докладом «Христианство против насилия». Тема борьбы с терроризмом, убежден докладчик, является не просто острой, а главной проблемой, стоящей перед христианством. В основе терроризма – человеконенавистническая психология. Автор привел статистику, касающуюся терроризма во всем мире. По сравнению с 2012 годом количество жертв в результате терактов увеличилось на 40%. В качестве борьбы с терроризмом докладчик предлагает три направления – ликвидация финансовой базы терроризма, ликвидация «духовной почвы» и, наконец, ликвидация самих организаций. Для решения этой задачи А.Ландабасо считает необходимым создать «Интернационал авраамических сил» - международное объединение организаций и представителей авраамических религий, готовых противостоять терроризму.
С докладом «Исламское обновление: стратегия конструирования» выступил Павел Костылев (МГУ, кафедра философии религии и религиоведения). «Исламское обновление» - исторический социокультурный феномен, который занимает особое место в ряду других форм ислама, таких как исламский традиционализм, исламский фундаментализм и исламский радикализм. Сделав обзор всех трех последних форм (традиционализм - форма социального бытования ислама в конкретном месте, времени; исламский фундаментализм предлагает вернуться к эпохе раннего халифата; исламский радикализм предлагает вернуться к Корану и создает собственную традицию), автор подытожил: «Исламское обновление» противостоит всем трем традициям. Исламское обновление пытается себя сконструировать в догматической форме. Исламское обновление – конкретная форма ислама в конце XIX начала ХХ века, сегодня активно развивающаяся». Представленное исследование имеет отношение к суннитскому исламу, подчеркнул автор.
Евгений Рашковский (ВГБИЛ/ ИМЭМО РАН) посвятил свой доклад глобальным контекстам русских революций», которых в ХХ веке было три, и все оказались «ущербными, недостроенными». Революция 1905 года – «незавершенная буржуазно-демократическая», 1917-го – обрушившаяся, «когда ультрареволюционная левая волна» привела страну к тоталитарному строю, закрывшему страну для развития. «Мы пережили еще одну революцию – 1987-1991 годов – антитоталитарную, – отметил докладчик. - Однако в отсутствие серьезного лидирующего класса лидирующими в ней оказались номенклатура и криминал». Революции несут в себе огромные внутренние противоречия, и во многом ломки оказываются продолжением ситуации средневековья, продолжил Е.Рашковский: «Когда средневековье не кончилось, а Новое время не вступило в права». Он отметил и другой важный момент: огромные массы, вовлекаясь в политику, ищут не свободы, а покровительства, а это приводит к вождизму. Евгений Рашковский указал и на когнитивные предпосылки революций: сознание всегда отстает от реальности, за устаревшие геополитические амбиции вступивших в войну держав (идеи пан-славизма, пан-германизма) платятся миллионы человеческих жизней. «Разруха в головах оказалась невосполнимой и поныне, - убежден ученый. - Ломка ХХ века, через которую прошла наша страна, повлияла на биогенетический потенциал нашего населения». Однако ломка долгого средневековья исторически неизбежна, считает Рашковский, но должны быть «культурные коррективы». И на вопрос «На что надеяться?» ответил, что «область веры и культуры играют существенную роль в надежде, а надежда – это то , с чем мы должны выходить в жизнь».
Дмитрий Дорошко (Свято-Филаретовский институт, Общецерковная аспирантура и докторантура свв. Кирилла и Мефодия) в докладе «Границы Церкви в англикано-православном диалоге в 1920-30 годы ХХ столетия» рассмотрел попытки преодоления церковного раскола, также обратившись к деятельности Содружества свт. Албания и преп. Сергия. Докладчик рассказал о дискуссии, инициированной прот. Сергием Булгаковым, относительно возможности итеркоммуниона (евхаристического общения – ред), и о ее последствиях.
Марат Бисенгалиев в докладе «Религиозные истоки большевизма» рассмотрел большевизм как явление религиозное, как «учение фанатическое». Докладчик обратил внимание на сходство партии Ленина с сектой, в которой существуют жесткая иерархия, отчуждение продуктов труда и т.д.
Форум завершился 22 ноября презентацией сборника, изданного по материалам предыдущих Зёрновских конференций.
Елена Бажина
www.blagovest-info.ru