Суровая тишина леса в Койранкангасе – закрытой зоне посреди Ржевского полигона - наполнилась 12 октября молитвой, а безвестные могилы украсились цветами. Панихиду на месте массовых расстрелов в лесном урочище вблизи поселка Токсово возглавил протоиерей Вячеслав Харинов. Ему сослужил иерей Михаил Преображенский.
Уже четвертый год руководство полигона разрешает проехать на закрытую территорию для артиллерийских стрельб тем, кто хотел бы почтить память убитых в лесу страдальцев. Еще одна задача этих поездок – находить все новые и новые захоронения, ведь этому месту до сих пор не присвоен статус кладбища.
В первый год у поклонного креста рядом с тремя полузасыпанными могилами прозвучал рассказ поисковика Михаила Пушницкого о том, как были найдены могилы, как на земле, пропитанной кровью, появились молящиеся люди.
С тех пор поисковики отрыли еще десять могил. Они выезжают вместе с участниками поминовения и за 2-3 часа успевают раскопать несколько захоронений. Каждый может увидеть, что скрывала земля - кости, черепа погибших. К открытым могилам сразу возлагаются цветы, рядом возжигаются свечи.
В этом году в урочище приехали помолиться 150 человек. Несколько приходов в Санкт-Петербургской митрополии вовлечены в сохранение памяти о жертвах на Ржевском полигоне. Постоянные участники панихид – духовенство и прихожане Свято-Троицкого храма на Румболовой горе, храма святой Анастасии Узорешительницы на набережной Лейтенанта Шмидта и храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной.
Наблюдая за раскопками, нельзя не заметить, как плотно расположены могилы и как их много в редко посещаемом людьми лесу, более 80 лет скрывавшем совершавшуюся здесь трагедию. Государственные службы безопасности до сих пор не открывают архивы и утверждают, что по Койранкангасу документов о расстрелах нет.
Однако промыслом Божиим правда постепенно открывается. О массовом уничтожении людей стало известно из рассказов коренных жителей близлежащих деревень – ингерманландских финнов. Их свидетельства собрал краевед Алексей Крюков. По словам местных крестьян, расстрелы происходили с 1920-х годов вплоть до Великой Отечественной войны. По оценкам историков, в урочище убито до 30 тыс жертв "красного террора".
Палачи и их наследники приложили немало усилий, чтобы убить не только людей, но и память. "Органы" депортировали тамошних коренных финнов, отправив на смерть в Сибирь и на Крайний Север блокадной зимой 1942-го всех, кто знал про расстрелы и видел их результаты. Поэтому у Койранкангаса гораздо больше жертв, чем лежит в его земле.
Немногие уцелевшие и вернувшиеся из ссылки успели засвидетельствовать, что с середины 20-х годов до их выселения весьма часто, почти каждые сутки, по ночам приезжали на Койранкангас машины, слышались выстрелы. Днем прохожие наблюдали свежие могилы, разбросанную одежду, выкопанные дикими животными и мародерами останки и кости убитых. Находили даже выбравшихся из могил раненых, но судьба их осталась неизвестной. Страх сковывал местных жителей, а незнание русского языка не позволяло подробно расспросить их. Один из местных жителей, Юхани Конкка, уехавший в Финляндию, написал об этих событиях повесть "Огни Петербурга".
Поиском в архивах малых крупиц правды о тех страшных годах занимается историк Анатолий Разумов. Недавно он нашел запись показаний приговоренного к "высшей мере", но оставшегося в живых человека. Он рассказал, что в Ленинграде людей свозили в тюрьму на удаленной от глаз улице Лебедева, 39 (тогда – Нижегородской). Перед расстрелом партию заключенных выводили из камер в коридор, связывали руки за спиной, отбирали личные вещи и сверяли данные. Тех, у кого дата рождения или фамилия не совпадали со списочными, задерживали в тюрьме до следующего раза. Так и автор рассказа не был расстрелян из-за несовпадения данных как раз перед осуждением наркома НКВД Ежова, и старый приговор ему отменили.
После сверки установочных данных заключенных отвозили на полигоны. Хотя процесс их уничтожения назывался "расстрелом", людей убивали и дубинами, и пиками, душили, травили выхлопными газами в фургонах машин. Убитых в тюрьмах хоронили на Левашовской пустоши, на Преображенском кладбище (ныне – Жертв 9 января) и на Богословском кладбище.
Протоиерей Вячеслав Харинов, окормляющий поисковое и байкерское движение, собирает настоящий мотоциклетный кортеж в колонне машин к месту расстрелов. В Скорбященском храме создан музей новомучеников и исповедников Российских, куда попадают редкие, поистине бесценные предметы, найденные поисковиками среди останков на Койранкангасе.
Общее число жертв репрессий в Санкт-Петербурге – Ленинграде оценивается в 70-75 тыс человек. "Как правило, это были лучшие люди нашего Отечества. Их жизни были украдены только за то, что они имели офицерское звание, священнический сан или дворянское происхождение", – отметил отец Вячеслав.
Озлобление людей друг на друга не изжито до сих пор. И сегодня кого-то из нас с легкостью могут подвергнуть оговору. Нередко звериную ненависть люди направляют опять же на тех, кого предали, ограбили, оклеветали и обманули. Совесть жжет сердца и разум обидчиков, и за эту совестную боль они ненавидят своих жертв и боятся их. Вот почему до сих пор не раскрыты архивы о расстрелах. Только всенародное почитание памяти убиенных способно разрушить преграду исторической правде.