Лекции исследователей и концерт были организованы силами сотрудников Воронежской и Борисоглебской епархии и малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского.
В сонме новомучеников и исповедников, прославленных Русской Православной церковью, порядка двух тысяч имен. Реальную известность пока получили лишь некоторые из этих святых.
– ХХ век дал нам огромное количество подвижников благочестия, однако их бесценный опыт до сих пор остается невостребованным – в том числе в самой Церкви. Может быть, здесь кроется одна из причин наших сегодняшних общественных бед и нестроений, --отметил председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии протоиерей Андрей Изакар. – Наследие новомучеников многому способно нас научить. Как писал своей пастве с Соловков архиепископ Воронежский Петр (Зверев), ныне почитаемый как чудотворец: "Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно".
Зал собраний Благовещенского кафедрального собора был заполнен до отказа, и горожане несколько часов с интересом слушали о том, как спасались их старшие собратья по вере в годы репрессий, войны и застоя. Многие факты тех лет до сих пор оцениваются неоднозначно, поэтому часть получивших признание еще при жизни подвижников не канонизирована – необходимо доисследовать их биографию или дождаться чудес (например, от мощей).
– Церковное возрождение на северо-западе России в период немецкой оккупации зачастую связывают с коллаборационизмом священнослужителей. Эта точка зрения основана на работах историков 1960-1970-х годов, и многие их заключения сегодня не выдерживают научной критики, – рассказал заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института Константин Обозный (Москва). – Нужно провести беспристрастную оценку деятельности Псковской духовной миссии, куда входили образованные иереи из Прибалтики, подвергавшиеся репрессиям при Советской власти, но во главу угла ставившие отношения не с режимом, а с Христом. Открыли две сотни храмов, приюты для сирот, помогали военнопленным-красноармейцам… Естественно, что при этом им приходилось как-то контактировать с оккупационными властями, ведь тогда без специального разрешения даже из Пскова в райцентр выехать было нельзя! Но известно также, что оккупанты не одобряли такую благотворительность. К примеру, отца Сергия Ефимова за сбор продуктов для военнопленных выслали из области. В 1944-м он, совсем пожилой, подвергся гонениям уже со стороны советских властей, чудом выжил в лагерях и остаток дней служил в храме в Латвии.
Многих членов Псковской миссии осудили по 58-й статье, но в период "оттепели" дело было пересмотрено, обвинения сняли. Тем не менее, возвращение реабилитированных священников на приходы было непростым.
Председатель комиссии по канонизации святых Губкинской и Грайворонской епархии протоиерей Николай Германский обрисовал жизненный путь архимандрита Серафима (Тяпочкина), чью могилу в белгородском селе Ракитное посещает множество паломников:
– Все, кто знал отца Серафима, говорят, что он был олицетворением любви и благочестия. В Ракитное, где он служил с 1961 по 1982 год, ездили со всех концов Союза. И многие дети, которых он тогда поддержал советом или благословением, теперь – священники и архиереи. Мы много раз ходатайствовали о канонизации архимандрита Серафима и надеемся, что когда-нибудь она все же произойдет. Загвоздка в том, что арестован батюшка был не в 1937 году, как большинство священнослужителей, а в 1941-м. Что дает формальный повод сомневаться: а вдруг он был осведомителем, вдруг – будучи благочинным церковного округа – свидетельствовал против своих подчиненных… Личного дела на него нет, нет и протоколов допросов. Мы знаем, что осужден он был в итоге по совершенно надуманному обвинению – дескать, исполнял требы верующих. И даже государственный защитник недоумевал: закон не запрещал священнику этого делать!
На вечере прозвучал также доклад о христианских общинах в Средней Азии в 1940-1960-е годы, а преподаватель воронежской духовной семинарии Константин Рева напомнил о некоторых местных новомучениках и исповедниках.
– Понятно, что невозможно равно усердно почитать тысячи святых, особенно тех, о ком практически ничего не знаешь, – сказал он. – Но можно познакомиться с житием хотя бы тех, кто связан с нашей областью или епархией, городом или селом. Так, в ближайшую среду – 6 марта (21 февраля по старому стилю) будет отмечаться память воронежских священномучеников Александра Вислянского и Даниила Алферова. Они служили в тогдашнем Гремяченском районе Усманского округа: один в Семидесятном, другой в Старо-Никольском, были расстреляны в 1930 году на окраине Воронежа и погребены в общей могиле.