22 сентября в научном зале Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького по инициативе Боголюбского и Спасского малых православных братств состоялась конференция по теме «Преодоление разобщенности в церкви и обществе в посткоммунистическое время». Это событие проходило в рамках конференции, проводимой Преображенским содружеством малых братств в Москве и других городах России.
В работе конференции приняли участие представители творческой интеллигенции Твери, преподаватели и студенты тверских ВУЗов, представители Боголюбского и Спасского братств. Конференция состояла из пленарного заседания (соведущие – председатели Боголюбского и Спасского малых православных братств В.А. Ларионов и В.Н. Рыжиков) и круглого стола.
В своем вступительном слове В.А. Ларионов отметил важность темы общения в современном мире, напомнил о множестве подмен, суррогатов общения и выразил надежду, что конференция позволит сделать шаг к осмыслению как самого феномена разобщения, так и путей его преодоления в церкви и в обществе.
Преподаватель Тверского государственного университета (ТвГУ) и Свято-Филаретовского института (СФИ) И.М. Корпусов в своем докладе «Последствия антропологической катастрофы современности» рассказал о последствиях того беспрецедентного по масштабам разрушения человеческой личности, которое явилось результатом правления тоталитарного режима в нашей стране. Потеря нашим народом культуры и навыков общения отразилась и на церковной жизни, в которой все сильнее проявляется индивидуализированность. Путь выхода из сложившегося кризиса докладчик видит только в возрождении личности через восстановление общения человека с Богом и другим человеком в Его церкви.
С докладом, посвященным теме «Управление социальными конфликтами, попытка христианского взгляда» выступил сопредседатель Тверского регионального отделения историко-просветительского общества «Мемориал», преподаватель ТвГУ С.В. Глушков. По его мнению, черты антропологической катастрофы просматриваются и в западном обществе, не пережившем тоталитарный режим. Там также ясно проступает разрушенность духовной связи человека и Бога, искаженность образа человека, в являющиеся результатом разрыва с христианской традицией, где гармонично соединены тело, душа и дух. Это наиболее полно выражается в такой сфере жизни общества, как управление конфликтами, где человек рассматривается как объект воздействия. Разрешение социальных конфликтов в обезбоженном обществе силами и средствами секулярной науки – тупиковое направление. Попытки выработать технологии гашения социальных взрывов с позиций позитивистской идеологии, отрицающей христианские нормы, приводят к формированию разобщенности в обществе и к последующему краху. Только через стремление человека к добру в христианском понимании этого слова и отход от безграничной толерантности можно преодолеть конфликты в обществе. Во всем лучшем, что выработано нашим народом, в опирающемся на христианскую парадигму понимании, что бороться со злом методами самого зла нельзя, докладчик видит возможность противостояния разобщенности в обществе. «Только возрождение внутренней жизни Православной церкви будет способствовать возрождению общества», – сказал он в заключение.
Следующий доклад – «Разобщенность как социальное, общественное, церковное зло» – был подготовлен В.И Лавреновым, членом геральдического совета при президенте Российской Федерации, директором Тверского филиала РГГУ. Выступающий осмыслил разобщенность в разных аспектах общественной жизни: политическом, историческом, церковном. В своем слове автор указал на пораженность всех политических сил таким явлением, как изоляционизм, в основе которого лежит насилие над естественной потребностью человеческой личности в общении.
Разобщение в расцерковленном мире было и до эпохи тоталитарного правления в нашей стране. В.И. Лавренов вспомнил классический пример разобщенности государства, церкви и общества – синодальную реформу Петра I. Говоря о категории разобщенности в социальном контексте, докладчик подметил одну из основных черт тоталитаризма: подмену реальности иллюзией. Жизнь в такой «реальности» ведет к человеческому равнодушию, где спокойно уживаются и палачи, и их жертвы. Попытки построить «общую непротиворечивую историю» возрождают советское «единство», построенное на лжи. Та неприязнь к иному, которая была присуща советскому строю, повлияла, по мысли докладчика, и на церковные отношения. Именно к ней восходит присущее определенным околоцерковным кругам стремление любого человека, обладающего свободной творческой мыслью, объявить еретиком и прервать с ним всякое общение. Путями преодоления разобщенности может быть трезвый взгляд на себя, на наше историческое прошлое, разобщенности может противостоять только духовно образованный и свободный во Христе человек, – подвел итог своему выступлению В.И. Лавренов.
Заключительный доклад представил присутствующим О.А. Ермолаев, преподаватель СФИ. Его тема звучала так: «Духовные движения в церкви как путь преодоления разобщенности». Докладчик познакомил участников конференции с исторической перспективой духовных движений в православной традиции начиная с апостольских времен. Были перечислены значимые братские движения в православной церкви XIX-XXвв. и в России (трудовое братство Н.Н. Неплюева, движение беседников в Самарской губернии, общины Алексия и Сергия Мечевых, община священномученика Фаддея Тверского и др.), и за рубежом (РСХД (Франция), Воинство Господне (Румыния)). Появление православных братств всегда происходило на фоне секуляризации жизни общества. В братстве человек может преодолеть рознь «мира сего» наиболее полно раскрыть в себе дар Божий. Путь возрождения церкви, по мнению автора доклада, лежит не столько через восстановление приходов, сколько через собирание братств, в которых есть творческая церковная сила. Докладчик рассказал об опыте жизни Преображенского Содружества малых братств, о деятельности Свято-Филаретовского института, в котором могут получать духовное образование миряне. Через миссию и катехизацию, являющиеся основной заботой братств, возможно восстановление человека, обретение им духа и смысла, возрождение соборного единства изнутри церковной жизни. Чтобы быть народом Божьим, а не народонаселением, необходимо наше возвращение к Богу-Отцу через покаяние и исправление жизни, – такими словами Олег Алексеевич подвел итог своему выступлению.
Во время работы круглого стола затрагивались как вопросы, поднятые докладчиками, так и вопросы, родившиеся в результате обсуждения. Прозвучала важная мысль членов Боголюбского и Спасского братств: если мы христиане, то должны являть собой миру свидетельство возможности подлинного общения и подлинного единства.