Исследователи Pew Forum on Religion and Public Life, изучавшие социально-экономическое положение различных религиозных групп в США, пришли к выводу о наличии прямой связи между исповедуемой религией и финансовым благосостоянием. Самой богатой из основных религий (включая секуляризм – безразличное и скептическое отношение к религии) оказался реформистский иудаизм. 67% исповедующих его семей имеют ежегодный доход в $75 тыс. и более. Среди них также наблюдается высокий уровень образования – 66% окончили колледж. На втором месте индусы – 65% семей имеют указанный выше доход. Но в то же время они лидируют по наличию высшего образования – 74%. Завершают первую тройку консервативные евреи – 57% семей с высоким доходом и 58% окончивших колледж.
Самыми "маргинализованными" оказались Свидетели Иеговы – всего 19% с высоким доходом и лишь 9% окончивших колледж. За ними следуют пятидесятники – 15% с высоким доходом и 11% с высшим образованием. На третьем месте "неопределившиеся" – 22% с высоким доходом и 16% с образованием. Баптисты – четвертые, 20% имеют доход в $75 тыс. и 18% окончивших колледж.
В середине "турнирной" таблицы оказались православные, католики, лютеране, епископалы, пресвитариане, мусульмане, неверующие, методисты и унитариане.
Неожиданными оказались результаты протестантов – крупнейшей религиозной группы страны, их показатели ниже, чем у исповедующих католицизм. Это резко контрастирует с концепцией известного социолога Макса Вебера, согласно которой протестантские страны должны быть богаче католических.
Низкое социальное положение евангельских протестантов можно объяснить рядом других причин. Во-первых, "евангелики" с каждым десятилетием все больше отдаляются от богословия Реформации, с которым связывал процветание Вебер. Во-вторых, свидетельствует об успехе миссионерской деятельности среди асоциальных слоев. Евангельские христиане по всему миру (в том числе и в странах СНГ) заслужили положительную славу реабилитационными центрами для наркоманов, алкоголиков, социальным служением для проституток и бездомных (этой же причиной объясняется столь стремительное распространение в странах третьего мира). Поэтому они формируют основную социальную базу евангельских протестантских церквей.
Однако чрезмерное служение нуждающимся привело к тому, что пасторы разучились общаться с элитой. Здесь уместно отметить, что уже не вера определяет благосостояние, а благосостояние – веру. Людей с хорошим образованием и высоким общекультурным уровнем, занимающих достойное положение в обществе, не удовлетворяет риторика на воскресных богослужениях и стратегия евангельских церквей. По этой причине они склонны к смене деноминации или даже конфессии.
www.sedmitza.ru