19 июня в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялись защиты выпускных квалификационных работ на соискание степени магистра теологии. Шестеро выпускников программы «Современная православная теология и катехетика» успешно защитили работы, и им была присвоена искомая степень.
Работу «Концепция человеческой личности в богословской антропологии священника Думитру Станилоае» представила магистрантка Алина Патракова. По мнению одного из рецензентов – доктора богословия, почётного доктора МДА, специалиста в области истории и богословия христианского Востока профессора дьякона Василия (Карла Христиана) Фельми, «соискательнице удалось интуитивно уловить сущностные особенности мысли священника Думитру Станилоае, научно их отрефлексировать и систематизировать, поместив его богословие в контекст современных философских, психологических и религиозно-философских споров вокруг понятия личности».
Профессор Фельми особо подчеркнул важность осмысления в работе мистического аспекта богословия отца Думитру, без которого «научные дискуссии о его трудах рискуют распасться на различные, не связанные между собой области». Именно в свете его мистического взгляда на человека Алина Патракова «проводит различие между личностью и индивидуальностью вместо привычного для психологии отождествления этих понятий», отметил рецензент. Для отца Думитру это различение связано с христианским принципом сообщества и общения, тогда как индивидуализм означает выпадение из общения, которое он в том числе предлагает рассматривать как причину грехопадения. Именно в контексте общения обретает свое значение в трудах Станилоае и аскетика, которой он уделяет заметное место. Разработка мистических аспектов его богословия оказалась важна, по мнению профессора Фельми, и в связи с тем, что «в течение некоторого времени они представляли собой крайний риск для румынского богослова и в значительной степени обусловили его арест и тюремное заключение».
Междисциплинарный характер исследования отметила второй рецензент Виктория Файбышенко, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ, указав, что некоторые поднимаемые в работе проблемы было бы интересно более подробно рассмотреть в контексте соотношения философского и богословского смыслов.
Ольга Кузнецова представила экклезиологическое исследование, сопоставив представления о границах Церкви в трудах протоиерея Сергия Булгакова, протопресвитера Николая Афанасьева и протоиерея Георгия Флоровского. Проблема границ Церкви, ставшая предметом особого богословского интереса в XX веке, и сегодня не имеет простого и однозначного разрешения, оставаясь территорией поиска и разногласий. Однако обращение к опыту трех выдающихся мыслителей православной церкви XX века позволяет увидеть сам вопрос более объемно, чем он представлен в современном теологическом дискурсе, выявить проблемы и критерии границ Церкви, к которым обращались русские богословы. Как показала в своей работе соискательница, все интересующие ее авторы писали, в частности, о несовпадении канонических и мистических границ Церкви. «К этой мысли она возвращается несколько раз, – отметил рецензент работы, независимый исследователь, кандидат исторических наук Виктор Александров (Венгрия, Будапешт), – хотя, на мой взгляд, ее можно было развить и больше».
Марина Наумова исследовала понятие Предания Церкви в богословском наследии известного канониста Николая Аксакова. Хотя сам Николай Петрович не застал Поместный собор 1917-1918 годов, он приложил немало усилий для его подготовки и, по словам рецензента работы первого проректора СФИ Дмитрия Гасака, «много сделал для того, чтобы этот собор действительно стал явлением церковной соборности».
«Во время, когда в церковных спорах обсуждались важнейшие для ее строя вопросы о составе собора, о целостности и полноте церковного народа, Аксаков попытался найти для вопросов, казалось бы, давно в церковной истории решенных, но потерявших жизненную остроту, новое звучание и показать, чем собственно является Предание Церкви, какова историческая и духовная траектория ее преемственности, какие основания следует считать апостольскими и почему», – отметил Дмитрий Гасак.
Елена Белякова, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института Российской истории РАН, в своей рецензии также отметила в качестве достоинства работы то, что в ней анализируется «главный стержень богословия Аксакова – понятия “Предание”, “канон”, “Церковь”, “церковный народ”».
Ольга Орлова исследовала Алтайскую миссию как пример миссионерской и просветительской деятельности Русской церкви в синодальный период. Рассматривая особенности подхода к проповеди и богослужению, устроения миссионерских станов, а также культурно-просветительской деятельности Алтайской миссии, соискательница пришла к выводу, что, будучи, с одной стороны, типичным примером реализации синодальной миссионерской парадигмы, Алтайская миссия вместе с тем отличалась серьезной заботой о судьбе новокрещенных, создавая для них особые поселения, вплоть до «новокрещенческих приходских попечительств», устраиваемых по образу общины первых апостолов, в которых они имели возможность обрести свое место и в церкви, и в обществе.
«Пример Алтайской духовной миссии, ставший классическим как образец для многих и изучавшийся на протяжении уже многих лет, в данной работе рассматривается в контексте синодальной миссионерской парадигмы, что и определяет принципиальную новизну этого исследования», – отметил один из рецензентов, руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ Владимир Якунцев.
Практическую значимость магистерской работы Ольги Орловой подчеркнул рецензент, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Русской православной церкви кандидат философских наук игумен Серапион (Митько). Он отметил, что исследование «органически вписывается в традицию изучения миссионерского служения Русской православной церкви в синодальный период», а также обратил внимание на грамотный отбор соискательницей источников, релевантных не только теме, но и проблеме исследования.
По итогам защит всем соискателям была присвоена степень магистра теологии.
Софья Андросенко
www.sfi.ru