350 лет назад состоялись церковные соборы, которые закрепили разделение Русской церкви и направили течение народного благочестия по двум руслам. Собрать воедино факты о жизни двух частей Русской православной церкви, вместе обсудить церковно-исторические события прошедших трёх веков и осмыслить последствия раскола – такова цель научной конференции «Соборы 1666–1667 годов и их последствия для русской церковной жизни», которую Свято-Филаретовский институт проводит 10 октября.
«Трагедия раскола русской церковной жизни, к сожалению, не уврачевана и это остается серьезным препятствием не только в общении частей Русской церкви, но и для того чтобы наш народ, наша страна изжили последствия этих разделений», – сказал заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ Константин Петрович Обозный, открывая конференцию.
Ректор СФИ священник Георгий Кочетков, приветствуя участников конференции, отметил, что ее тематика «чрезвычайно важна, и для нашей истории – одна из ключевых». Он напомнил, что «русская история имеет по меньшей мере два таких печальных события, которые связаны друг с другом – это борьба с нестяжателями и затем раскол 1666-1667 годов».
Отец Георгий выразил надежду, что обращение к этой теме и ее осмысление «будет работать и на настоящее, и на будущее, и на исцеление прошлого» и что конференция «будет плодотворной и действительно братской, в духе Христовом». «Хотелось бы чтобы наш народ лучше знал историю и был менее ожесточен», – сказал отец Георгий, добавив, что всем есть в чем каяться, и исцеление жизни церкви и народа невозможно без покаяния.
Соборам, которые закрепили разделение Русской церкви и направили течение народного благочестия по двум руслам, в этом году исполнилось 350 лет. Принятые на этих соборах решения были отменены Поместным собором Русской православной церкви 1971 года, однако порождённые ими проблемы не исчезли и требуют дальнейшего обсуждения.
Первыми на пленарном заседании прозвучали доклады Елены Владимировны Беляковой (Институт российской истории РАН/СФИ) «Соборы 1666 и 1666–1667 годов: проблемы источниковедческого изучения» и Александра Сергеевича Лаврова (Париж, Университет Париж-Сорбонна) «К истории текста первой беседы из “Книги бесед” протопопа Аввакума (“Повѣсть о страдавшихъ въ России за древлецерковная благочестная предания”)».
Также ожидаются доклады Кирилла Яковлевича Кожурина (РГПУ им. А. И. Герцена, Древлеправославная поморская церковь), Михаила Александровича Дзюбенко (Русская православная старообрядческая церковь), Бориса Борисовича Сажина (Негосударственная образовательная школа «Карьера»), Александра Геннадьевича Кравецкого (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН), Елены Александровны Агеевой (МГУ им. М. В. Ломоносова), Екатерины Александровны Алексеевой (СФИ), священника Иоанна Миролюбова (Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции).
В 16:00 конференция продолжла работу на круглом столе «Судьба России и судьба старообрядчества».
«Мы пригласили для участия в нашей конференции членов Русской православной церкви (в том числе единоверцев), членов Русской православной старообрядческой церкви и других представителей различных согласий поповцев, а также и беспоповцев. – рассказала представитель оргкомитета конференции старший преподаватель СФИ Екатерина Александровна Алексеева. – К началу XX века сложилось некоторое общественное мнение, что века разделения, преследований и вражды с православной церковью настолько отдалили старообрядчество от православия, что едва ли возможно какое-либо единение. Предстоящая конференция ставит своей задачей собрать воедино факты, свидетельствующие об особых параллельных и одновременно пересекающихся путях двух частей Русской православной церкви. Мы хотим, сидя за общим столом, говорить вместе о церковно-исторических событиях прошедших трёх веков».
Софья Андросенко
Информационная служба СФИ