26 апреля, в первый день конференции участники посетили социальные учреждения города. Мне довелось участвовать в маршруте, посвященном служению и помощи людям с особенностями развития, которых до сих пор в нашей стране именуют «инвалидами»: мы побывали в воскресной школе и типографии для особых детей, общине глухих и в Центре социальной адаптации свт. Василия Великого.
Надо сказать, что о некоторых из этих мест я узнала впервые, и это было радостное узнавание. Особо поразила атмосфера и подход к работе в Центре социальной адаптации святителя Василия Великого. На данный момент это уникальный для всей страны проект по возвращению в общество подростков, совершивших правонарушения. Всего в центре прошли реабилитацию 278 человек, из них только 23% совершили повторные правонарушения. В подобных организациях в Европе успешным считается показатель, когда менее 70% людей совершают повторные правонарушения.
В общине глухих и слабослышащих людей при приходе свв. апостолов Петра и Павла в РГПУ им. Герцена совершаются богослужения с сурдопереводом и действует школа жестового языка «Образ». Алтарная преграда в храме низкая, поскольку для глухих людей совершенно особым образом важен зрительный контакт в совместной молитве для полноценного в ней соучастия.
При социальном отделе Санкт-Петербургской епархии действует воскресная школа для детей с ограниченными возможностями «Благодать», проводятся бесплатные занятия с логопедом и дефектологом, а также организована мастерские и даже мини-типография, в которых трудятся воспитанники, обретая навыки полезной работы.
Конференция продолжила свою работу 27-28 апреля на пленарных заседаниях и в работе по секциям. Секция «Сестричества милосердия – представители Церкви в обществе» собрала сестер и братьев, а также их духовных попечителей из Петербурга, Архангельска, Сыктывкара, Ухты и других городов Северо-Запада. Участники круглого стола выявили необходимость поиска новых форм служения для нынешних сестричеств во избежание их угасания: тот энтузиазм, с которым сестричества рождались в 1990-е годы, местами сходит на нет. С одной стороны, это связано с естественным «старением» сестер и спадом притока в сестричества молодежи, «загруженной» ныне работой, а с другой – с возрастающим особенно в последнее время пренебрежительным отношением к таким диаконическим добровольным объединениям, воспитанным как специфическим отношением к церкви СМИ в последние годы, так и отношением к сестрам милосердия как к «конкурентам» профессиональных и полупрофессиональных медсестер, получающих зарплату за подобный труд.
Все участники заседания подчеркнули приоритет в своем служении прежде всего общения и утешения своих подопечных, а также указали на необходимость духовного образования и катехизации для успешного служения. Многие сестры выразили сожаление о том, что сестричествам часто бывает трудно найти компетентного духовника, заинтересованного в развитии именно диаконического каритативного служения в приходе или епархии. Очень рассчитывают сестры на привлечение добровольцев, особенно молодежи, как наиболее податливых к воспитанию в себе милосердного отношения к ближним.
Многие свидетельствовали о том, что подлинное христианское сестричество призвано, с одной стороны, постоянно заботиться о качестве своего служения и воспитания к себе качеств послушания, смирения, милосердия, а с другой – быть всегда открытым к интересующимся этим служением «из мира» и готовым потрудиться для начала добровольцами, даже еще не будучи в полноте членами Церкви.