В Подмосковье прошел XVIII Сретенский собор Преображенского братства

22 февраля 2017
В нем приняли участие общины из многих городов России и стран Ближнего зарубежья, а также гости из румынского православного движения «Воинство Господне»

На соборе обсуждались две темы, которые оказались глубоко связаны. В первый день говорили о трудностях и кризисах, которые бывают в общинной жизни, потенциале общины и ее современных особенностях. Встречи второго дня были посвящены Акции национального покаяния, с инициативой которой в год столетия трагедии 1917 года выступает Преображенское братство.

Председатель Введенского братства Алексей Наумов, основатель и духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков, председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина
Председатель Введенского братства Алексей Наумов, основатель и духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков, председатель Свято-Петровского братства Юлия Балакшина

Некоторым общинам Преображенского братства по пятнадцать, двадцать лет. Самой первой общине в следующем году исполнится тридцать. Ольга-Олеся Сидорова, председатель Воскресенского малого православного братства, сделала обзор того, как развивалось понимание общинной жизни за эти годы, как дополнялись новыми смыслами и открывались на большей глубине принципы жизни общины, сформулированные основателем и духовным попечителем братства отцом Георгием Кочетковым еще за десять лет до рождения первой общины, в 1978 году*. Рождение первой общины стало воплощением веры в Церковь, и рождение каждой общины, созидание личностных, подлинных, глубоких и ответственных отношений друг с другом – это каждый раз усилие по созиданию Церкви.

Слева – председатель Воскресенского братства Ольга-Олеся Сидорова
Слева – председатель Воскресенского братства Ольга-Олеся Сидорова

Близкие отношения невозможны без открытости, однако, когда люди все больше узнают о немощах друг друга, трудностях характера, им становится труднее ее сохранять. Но еще большим вызовом для общины становится то, что христианская любовь всегда взыскует от человека большего, преодоления инерции, страхов, грехов и немощей и такое движение вперед невозможно без доверия друг к другу, без послушания и терпения. Председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак поделился тем, как тронули его однажды слова архимандрита Сергия (Савельева), обращенные к его общине: «Вся жизнь моя открыта перед вами». Неотмирность общины, ее свобода от законов и грехов мира сего требует усилий, молитвы и труда.

Председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак
Председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак

Еще одна проблема связана с угашением духа, с тем, что Николай Николаевич Неплюев называл «рутиной церковной жизни», – с ней сталкиваются и «пожилые», и «молодые» общины. Это преодолевается через постоянный поиск путей обновления жизни, через стремление к общению и служению, когда община живет не ради себя, но ищет возможности послужить всей церкви.

В 2017 году, в год столетия революции, открывается возможность для особого усилия памяти о трагической истории страны и церкви, для обновления собственной жизни. И в связи с этим в Братстве родилась инициатива Акции национального покаяния.

Знак акции – птицы. Образ летящей птицы – это всегда знак выхода из клетки, обретения свободы. На первый взгляд птиц три, но если приглядеться, можно увидеть и четвертую, белую птицу надежды.

Все члены Братства – люди с грузом советского прошлого, своего собственного или своих семей, именно поэтому Акция национального покаяния связана с личным покаянием членов Братства и тех, кто захочет к ним присоединиться, а также с восстановлением личной истории, истории своей семьи. Как сказала ведущая встречи Юлия Балакшина, «мы можем покаяться за большевика в себе». Кто-то в советское время участвовал в неправде делом, словом или, наоборот, молчанием. Но и многие из тех, кто родился и рос уже в постсоветскую эпоху, свидетельствовали, что для них актуален призыв к покаянию за принятие в своей жизни духа страха, безволия, несвободы.

Протоиерей Василий Михок, президент православного движения «Воинство Господне», рассказал об опыте покаяния в Румынской церкви. Священный синод Румынской православной церкви объявил 2017 год годом памяти жертв коммунистического режима, памяти мучеников. Отец Василий рассказал и об акции 1999 года, когда была организована масштабная конференция, участниками которой стали представители четырнадцати христианских церквей Румынии – православные, католики, протестанты. На ней поднимались вопросы солидарности народа в исцелении и преодолении последствий «коллективного падения». Он отметил, что и в Румынии также приходится сталкиваться с тем, что в массовом сознании покаяние часто понимается только как личное дело каждого, индивидуализировано.

Президент православного движения «Воинство Господне» протоиерей Василий Михок
Президент православного движения «Воинство Господне» протоиерей Василий Михок

Алексей Наумов, президент Культурно-просветительского центра «Преображение» и председатель Введенского малого православного братства, в своем слове сделал акцент на том, что покаяние направлено не в прошлое, но «в будущее в связи с прошлым». Этого часто не понимают, потому что останавливаются на вине, которая всех ослабляет. Считается, что покаяние – это позиция слабых, забывают, что покаяние – это возвращение к Отцу, перемена ума и попытка нащупать основания для возрождения народа и страны. Дмитрий Гасак отметил, что покаяние – это не столько вопрос вины, сколько вопрос разделения судьбы. «Мы не можем себя отделить от истории народа, и в этом тоже есть восстановление преемственности и традиции. Мы каемся не только в чем-то, но и для чего-то, и надеемся, что покаяние – это исправление пути», – сказал он.

Председатель Введенского братства Алексей Наумов
Председатель Введенского братства Алексей Наумов

Плод этой страшной эпохи еще и в том, что сегодня даже чуткие к правде люди не готовы брать на себя ответственность за существующую ситуацию и ее перспективы. Все поражены страхом и неверием в возможность единства, которое ассоциируется только с опытом «колхоза» и несвободы. Но христианское покаяние не может быть индивидуализированным, оно может быть только личностным и соборным, открытым для всех.

Священник Георгий Кочетков
Священник Георгий Кочетков

Покаяние за другого требует жертв и усилий. Отец Георгий Кочетков сказал, что в этом мире парадоксальным образом высшие Божьи дары – свобода и любовь – могут входить в противоречие. Человек всегда свободен, благодаря этому дару и возможна вера в человека, но свобода может вырождаться в произвол, становиться гибельной, демонической формой рабства. Такое вырождение свободы и привело наш народ к тотальной катастрофе сто лет назад. Отец Георгий обратил внимание на то, что апостол Павел в Послании к коринфянам (8:8–9:2) говорит о свободе верующей – свободе, способной ограничить себя ради брата, способной на все ради исполнения самой лучшей возможности, данной Господом – Христовой любви.

Александра Строцева


Фото Александра Волкова, Алены Каплиной, Олега Свечникова, Евгения Фоминых

* Статья была опубликована в журнале «Вестник РХД» №128 в 1978 году под псевдонимом Николай Герасимов.

загрузить еще