В каком возрасте крестить ребенка?

На вопрос отвечает Владимир Якунцев, руководитель научно-методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по церковной традиции и современным практикам подготовки к крещению

Если исходить из смысла крещения и из церковного опыта, то самое лучшее – принять крещение на третьем десятке своей жизни.

Во II-IV веке, когда в церкви практика полноценной и целостной подготовки к крещению была в силе, даже люди, которые воспитывались в христианских семьях, причем совсем не рядовые, а те, кого церковь почитает как святых отцов, крестились именно в этом возрасте. Иоанн Златоуст крестился в 24 года, Григорий Богослов, насколько я помню, в 28, Руфин – в 30, Августин – в 33, Василий Великий – в 26. В общем, компания хорошая. Хотя у них с детства была возможность креститься, она не была реализована даже в таких условиях, как у Василия Великого, хотя вся его семья, сёстры, все были «иже во святых».

Почему? Потому что крещение предполагает перед этим покаяние, то есть отречение от всех соблазнов этого мира, а это возможно только при условии достаточной зрелости человека.

Это совсем не значит, что до своего крещения человек или ребёнок находился вне церкви. Он находился под покровом молитв церкви, он не проводил время зря: он учился вере. И это имеет принципиально важное значение, потому что членом церкви человек становится по вере, а не по крещению. Сегодня мы наблюдаем сдвиг современного сознания, когда критериями для членства в церкви считают вещи, которые в древней церкви были прерогативой только уж совсем верных. Потому что в крещении человек становится не членом церкви, а он становится верным членом церкви. Крещеный, причащающийся – это тот, кто утверждает свою веру и обновляет её. А членом церкви человек становится по своей вере, когда об этой вере есть хоть малейшее свидетельство самой церкви, и он становится оглашаемым, то ест начинает подготовку к крещению, которая у детей может длиться годами. Неслучайно существует много церковных правил, канонов, относящихся именно к оглашаемым, то есть к еще не крещеным членам церкви.

Конечно, эта норма реализуема только в тех условиях, где есть живая церковная среда. Тогда и само крещение будет приносить максимальные плоды, о которых сказано в Евангелии. Там же, где этого нет, нужно с мудрой рассудительностью, в совете принимать решения, учитывая хотя бы отдельные условия, закрепленные и в предании церкви, и в ее современных документах.

Во-первых, крещение ребенка возможно только при условии, что имеют веру и живут по вере его родители. Это одно из церковных правил, норм. Чисто формально – как минимум один. Другой должен был не против – но не просто крещения, а именно воспитания ребёнка в христианской, православной вере. На практике, конечно, это сложно реализовать, потому что если человек неверующий, значит он верует во что-то другое, у него какие-то другие приоритеты, и он хочет воспитывать ребёнка так, как он это видит, исходя из своей веры (в успех, карьеру, здоровье и так далее). В нормальном случае реальные шансы на воспитание ребенка в вере есть (а это единственное, чем можно оправдать детское крещение) только если верующими являются оба родителя.

Поэтому если кто-то задаётся таким вопросом, чувствует какой-то призыв к крещению, то очень важно не заразиться ложными надеждами, думая, что крещение просто в силу некоего совершённого ритуального действия гарантирует спасение. Нужно вместо этого помолиться Богу, попросить Его, чтобы Он направил и открыл возможность встретиться с теми людьми, которые хотят жить по Евангелию, которые действительно хотят, чтобы их крещение принесло те плоды, о которых в нём говорится. Можно быть уверенным, что если такое желание есть и молитва есть, то это обязательно даст свой плод, и обязательно найдутся священники или просто образованные верующие люди, которые возьмутся за подготовку и родителей, и самого ребёнка. Но очень важно действовать не по принципу «что ближе к дому», или «что ярче блестит», а действительно искать тех, кто жаждет жить по Евангелию и хочет привить это другим.

По современным церковным правилам, требование веры относится не только к родителям, но ещё и к крестным. Поэтому если чего-то (веры, научения или опыта жизни по вере) не достаёт родителям или крестным, они должны обязательно искать возможности для наставления в вере, для катехизации. Очень важно прояснить всё, очень важно всё делать максимально сознательно.

Читатели, может быть, будут немножко огорчены, но это огорчение будет к радости. Господь сказал, что кто последует за Ним, тот обретёт много братьев и сестёр, и домов, в общем, обретёт новую жизнь. И невозможно лгать, невозможно потворствовать обману, ложным надеждам. Ведь нет ничего страшнее, чем когда человек обманывается в таких вещах, когда он думает, что он что-то имеет (веру, надежду, любовь, церковность, общение с Богом), а на самом деле ничего не имеет. Поэтому добросовестная подготовка к крещению (если речь о крещении детей, то начиная с родителей и крестных) – это категорическое требование. Если кто-то где-то это требование не соблюдает, даже если это священники, то это, конечно, большой грех.

По материалам www.letidor.ru
конец!