В Екатеринбурге состоялась конференция «Разобщенность как общественное и церковное зло. Пути его преодоления»

17 сентября 2009
Тема, заявленная православным Свято-Екатерининским малым братством, собрала как людей церковных, священников и мирян, так и светских, в т.ч. профессоров и преподавателей вузов, представителей общественных организаций и фондов.

Научно-просветительская конференция «Разобщенность как общественное и церковное зло. Пути его преодоления» прошла в екатеринбургском «Доме писателя» 15 сентября.

Заявленная устроителем конференции, православным Свято-Екатерининским малым братством, тема собрала как людей церковных, священников и мирян, так и светских, в том числе профессоров и преподавателей екатеринбургских вузов, представителей общественных организаций и фондов.

«Разобщенность, вероятно, одна из самых серьезных проблем ныне стоящих в обществе, и, может, наиболее остро это чувствуется в церковной ограде, – такими словами открыл конференцию ее ведущий, представитель Свято-Екатерининского братства Владимир Иванов. – Разобщенность, когда люди мало знают о духовной жизни, о вере друг друга, препятствует тому, чтобы Церковь являла себя как единый духовный организм, коим она призвана быть, препятствует исполнению заповеди единства, как человека с Богом, так и людей между собой. Но это проблема не только церковного сознания. Каждому человеку присуща интуиция о том, что люди призваны жить в общении и единстве. И когда этого не происходит, или происходит только в малую меру, мы понимаем это как нарушение каких-то фундаментальных законов личностной жизни людей, без ее деления на церковную и светскую части».

Первые два доклада проиллюстрировали проблему разобщенности в России и русской церкви. Вместе с тем докладчики предложили свой взгляд на «пути преодоления» этого зла.

Канд. ист. н., доцент кафедры историографии и источниковедения Тверского государственного университета Владимир Лавренов в своем докладе «Сердце левых, а голова у правых: разобщенность как общественное и церковное зло» напомнил, какие три опасности, ведущие к утрате подлинного общения, видел о. Александр Шмеман. Во-первых, непросвещенность, т.к. у разобщения «главный враг – свободный и просвещенный человек». Во-вторых, увлечение внешними формами, всякой стилизацией в церковной жизни. И, в-третьих, подмена веры идеологией.

Коллега В. Лавренова, канд. ист. н., доцент кафедры регионоведения России и стран СНГ  Уральского государственного университета им. А.М. Горького (Екатеринбург) Светлана Быкова говорила, что разобщенность стала следствием потери личной ответственности людей за происходящее в стране, приводя в пример ситуацию в стране в 30-х гг. ХХ века. Об удивительном феномене «включения себя во власть», когда до 80% приговоров выносились по добровольным доносам граждан, ради борьбы с контрреволюцией, вредительством и т.п. Сила разобщения общества была так велика, что даже анонимные авторы рукописного воззвания, изъятого при аресте рабочего Пермского судоремонтного завода, обличающей преступления советской власти, призывая к объединению, предупреждали: «Опасайтесь шпионов, они везде, даже среди детей». По мнению докладчицы, преодоление разобщенности невозможно без восстановления в обществе доверия, а также «в дополнение к доверию чрезвычайно важной характеристикой общества является ответственность, в т.ч. за свое существование и отношение к происходящему. Я хочу напомнить слова Мираба Мамардашвили: «История это и есть поле ответственности и труда души». К сожалению, в настоящем и прошлом можно наблюдать периоды, когда общество не желало принимать ответственность за произошедшее».

Заключительный доклад канд. фил. н., магистра богословия Юлии Балакшиной «Опыт общинно-братского собирания в Санкт-Петербургской епархии» показал целую плеяду удивительных примеров принятия добровольной ответственности за происходящее в церкви и стране людьми, опирающимися на братское общение в церкви.

Конференция завершилась оживленной дискуссией.

Олег Глаголев
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще