В Санкт-Петербурге проходит юбилейная международная научно-практическая конференция «Анна Ахматова в пространстве мировой культуры», посвященная 125-летию со дня рождения поэта.
Ученые из семнадцати стран участвуют в заседаниях, семинарах и круглых столах конференции. При этом форум открыт для всех желающих. Кроме научной части на нем находится место для встречи с современными поэтами, показа кинофильмов в саду музея А.А. Ахматовой в Фонтанном доме или презентации выставок и журналов, связанных с именем поэта. Всего за шесть дней работы (конференция закончится в субботу 28 июня) запланировано провести более двадцати самых разных встреч и событий.
Среди них особое место заняла встреча с писателем Виталием Шенталинским, прошедшая под рубрикой «Собеседник крупным планом». Виталий Александрович известен тем, что впервые обнародовал документы МГБ, по которым Анна Ахматова должна была быть арестована в 1950 году за то, что «являлась активным врагом советской власти». Сталин тогда не дал разрешение на арест, и письмо министра госбезопасности Абакумова осталось без ответа. Только через месяц на нем появилась резолюция от руки самого же Абакумова: «ПРОДОЛЖАТЬ РАЗРАБАТЫВАТЬ».
Основав в начале перестройки Комиссию по творческому наследию репрессированных писателей России, в течение нескольких лет Виталий Шенталинский сидел в архивах ФСБ и находил все новые данные о репрессированных писателях и поэтах. Он первым открыл литературные архивы КГБ и опубликовал хранившиеся там рукописи и материалы о жизни и творчестве не только А. Ахматовой, но и И. Бабеля, М. Булгакова, М. Горького, О. Мандельштама, Н. Бердяева, А. Платонова, М. Цветаевой, М. Шолохова, Б. Пастернака и других русских писателей. Книги В. Шенталинского, посвященные этой теме, переведены и изданы на девяти языках в десяти странах мира.
На вопрос о том, как в его жизни возникла такая неожиданная тема – публикация литературных архивов КГБ, Виталий Шенталинский рассказал, что для него всегда важным был вопрос о его призвании. Когда-то в детстве он очень хотел «узнать то, что никто не знает, и рассказать об этом другим». Потом оказалось, что это и стало для него призванием: он действительно рассказал людям о том, чего они никогда не знали.
Однако Виталий Александрович, по его собственному признанию, никогда не хотел быть заложником одной темы и в этом смысле – жертвой советских органов внутренних дел. Он пишет стихи и рассказы на самые разные темы. В них можно найти и глубину, и юмор, и радость, и простоту, но всегда – искренность и точность. Он даже хотел назвать свою последнюю книжку «Простодушные стихи», но подобрал для нее еще более подходящее название: «Наедине с людьми».
В целом конференция об Анне Ахматовой совсем не похожа на многие другие научные конференции, на которых чаще всего лишь докладчики слушают друг друга, а обычных людей там не встретишь. Чувствуется, что задумана и проводится она людьми неравнодушными, а действительно желающими сказать что-то важное современному человеку.
Я спросила директора музея Нину Ивановну Попову: что самое главное, на ее взгляд, люди должны знать сегодня об Анне Ахматовой? Как она, основатель музея, который в эти дни, кстати, отметил свое 25-летие, это видит?
– Вы слышали сегодня выступление Элен Анри Сафие, профессора из Сорбонны(1)? – ответила вопросом на вопрос Нина Ивановна. – Она сказала очень важную и точную вещь. Для французов Ахматова – не поэтесса женской судьбы и женских тем. Для них она поэт исторический, Элен даже добавила – объективно исторический, то есть Ахматова чувствовала историю не только в связи с какими-то своими проблемами. Она жила в истории, и в этом смысле она поэт нашей общей судьбы. И я сейчас понимаю, что это сформулировано очень точно, лучше не скажешь.
Поэтому если говорить о том, что, на мой взгляд, сейчас важно знать нашим современным людям в России об Ахматовой, я бы сказала именно об этом. Ахматова – поэт, который живет Россией, очень ее глубоко чувствует и понимает и очень сопереживает всем зигзагам, поворотам, разворотам, отворотам ее колеса. Она действительно знает какие-то вечные законы, а может быть, и не знает, но чувствует их – те законы, по которым развиваются целые цивилизации и культуры. Она знает, что это штука сложная, непростая, что у человечества длинная история: цивилизации меняются, падают, поднимаются, рушатся, возникают новые. Она все это понимает. Для меня Ахматова – человек очень масштабный. Масштаб мира она чувствует как христианка, как человек исторического сознания, живущий сейчас, но при этом живущий будущим и чувствующий прошлое. Как это соединяется у нее? Ведь она живет в современности, которая ее абсолютно ни по каким параметрам не устраивает (а мы знаем, как она чувствовала свою современность)? И вот ей удается это преодолевать, понимать, слышать – и соединять прошлое с будущим.