«Увидеть Человека в человеке» – круглый стол под таким названием состоялся 1 июня в конференц-зале воронежского Дома актера. Его подготовило и провело малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского. Круглый стол был посвящен проблемам восстановления исторической памяти и сохранению культуры, но в центре внимания был поставлен вопрос о человеке, действующем в истории, здесь и сейчас.
К разговору за круглым столом были приглашены люди, соответствующие своим духом и делом именованию «доброволец», получившему в одной из работ С. С. Аверинцева определение как «ключевая фигура российской культуры»(1). Это сообщества и творчески инициативные жители города, которых по праву можно было бы назвать людьми свободного действия.
Все приглашенные (в том числе и председатель братства во имя святителя Тихона Задонского Алексей Евстигнеев) кратко рассказали о тех обществах и инициативах, которые они представляли, о том, что именно вдохновило лично каждого из них и обратило к началу свободной добровольческой деятельности. Затем гости вместе с братством размышляли о том, в чем может заключаться воздействие на общество усилий по восстановлению исторической и культурной памяти (помимо внешнего собирания и сохранения фактов, имен, событий и т. п.), а также об образе человека, который формируется в результате добровольческой деятельности.
Человек
Как же рождается это «серьезное» отношение к добровольческому деланию, без которого невозможны ни духовный рост, ни постижение человека и истории?
«Все начинается с личности, с общения с каким-то человеком, личность которого накладывает неизгладимый отпечаток», – считает Наталья Тимофеева (Воронежский региональный центр устной истории). Таким человеком для Натальи Петровны стала ее школьная учительница истории, фронтовичка. Она рассказывала о своей работе во фронтовом госпитале и об истории страны, приводя примеры из жизни Воронежа. Эта яркая личность сумела зажечь в своих учениках любовь к истории и ответственности за нее.
«Именно в советское время родилось представление человека о себе как о ком-то незначимом: "От меня ничего не зависит!". Существование волонтерских движений – доказательство обратного: от человека в этой жизни что-то зависит. Это может быть хорошим примером для остальных – выход за рамки устоявшегося эгоистического общественного мнения», – это слова Татьяны Ануфриевой, члена братства, в ответ на вопрос об образе человека в результате деятельности добровольческих движений.
Добровольческое движение меняет человека, но как именно? Елена Устинова отметила, что стала терпимее: «Чем больше я занимаюсь своей темой – тем больше знаний я могу дарить своим ближним. Люди становятся другими, расширяется их кругозор и интерес. В результате деятельности добровольческих движений, которые трудятся в области культуры, формируется образ человека познающего, культурного, позитивного. Культура должна быть духовно воплощена, а не быть культурой ради культуры. Культура должна быть активной и терпимой».
Культура и история
Вопрос о культуре вызвал, наверное, наибольший отклик среди всех участников. Сошлись на мнении, что культуру нужно охранять не столько от материального, сколько от духовного вандализма; что культура сегодня терпит ущерб из-за невежества, незнания.
Наталья Ершова, член братства: «Общество привыкло к легкому достижению своих целей, на этом обычно и останавливаются. У современных людей часто нет навыка серьезно думать, но этому можно учиться. Нужно ставить вопросы и отвечать на них себе и своим детям. Чем больше вопросов – тем больше человек думает и размышляет, тем меньше остается поверхностных аспектов нашей истории».
«Без культуры человек не может выйти из ловушки собственного эгоизма и порока. В подлинной культуре – спасение всего человечества, умение видеть другого, а не только себя», – отметил Вячеслав Битюцкий («Мемориал»).
Перекати-поле
Как отдельные люди оказывают неизгладимое впечатление на жизнь других, так и сами добровольческие инициативы преображают общество.
Сегодня многие очевидные реалии современной жизни говорят нам об отсутствии культурной и духовной преемственности, внутренней укорененности и ответственности за историю. «Общественное воздействие движений – это прежде всего помощь людям не быть подобно перекати-полю, – считает Алексей Евстигнеев. – Восстановление исторической правды, осмысление истории – это обретение корня, который не только нас держит, но и питает силами во всевозможные ураганы жизни и помогает остаться человеку человеком, а народу – народом».
Можно констатировать, что воздействие инициатив по восстановлению культурной и исторической памяти – в уникальной возможности собирать людей, объединенных в свободном созидательном действии. Способность неравнодушных людей собираться вместе – и в этом неоценимое достоинство добровольных сообществ! – рождает открытость к другому опыту, способность сопротивляться злу, уметь различать подлинное и его подмены, жить в духе вдохновения и творчества. Через приобщение к настоящей культуре, через духовное просвещение рождается способность и стремление видеть и никогда не терять образ Божий в каждом человеке.
Участники круглого стола:
Галина Митрофановна Умывакина (поэт, председатель Воронежского регионального отделения Союза российских писателей, член Мандельштамовского общества) и Вячеслав Ильич Битюцкий (председатель Воронежского историко-просветительского общества «Мемориал»). Благодаря их – совместной с ближайшими единомышленниками и друзьями – деятельности в Воронеже совершается непрестанное усилие живой, обращенной к человеку памяти. К примеру, это инициатива по созданию одного из первых в стране памятников Мандельштаму, который Галина Митрофановна называет памятным местом, посвященным всем жертвам советских репрессий (им ведь пока что памятника в городе нет).
Наталия Петровна Тимофеева (к. и. н., историк-германист, руководитель Воронежского регионального Центра устной истории; один из их проектов – сотрудничество с музеем Аушвиц-Биркенау (Освенцим), в том числе студенческое волонтерство; волонтеры привлекаются и для расшифровки специальных многочасовых интервью с ветеранами и людьми, пережившими Великую Отечественную войну). Наталия Петровна представляла не добровольческое движение, ее работа требует высокого профессионализма, но родился Центр как творческая свободная инициатива, и по духу работа в нем остается такой же.
Ольга Фаддеевна Рудева (краевед, экскурсовод, координатор сообщества «Архдозор» – в отличие от московского «Архнадзора», по образованию математик). Это полностью добровольное сообщество. Его первоочередная задача – спасать старинные здания от сознательного варварского разрушения, порою вскакивая на «рыцарскую защиту» посреди ночи. Кроме того, Ольгой регулярно проводятся экскурсии, где речь идет не только об улицах и зданиях, но и о судьбах людей, их строивших, в них живших, часто занимавшихся благотворительностью. Большое внимание придается теме репрессий советских времен. Устраиваются уличные литературные читки. В течение года силами сообщества проводятся два краеведческих фестиваля.
Елена Альбертовна Устинова (сотрудник библиотеки имени А. Кольцова, краевед, экскурсовод). Темы ее экскурсий касаются истории города, выдающихся личностей, живших в нем (Мандельштам, Маршак, Жигулин, Платонов и др.), а также простых людей в различные эпохи, в разных обстоятельствах. Слушатели охарактеризовали ее деятельность как «живое краеведение», через которое совершается ликвидация лакун пустоты жизни, возведение из пустоты, наполнение ее смыслом.
Алексей Геннадиевич Евстигнеев (председатель малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского). Братство во имя свт. Тихона Задонского – это неформальное и неприходское объединение православных христиан, существующее в Воронеже уже около двадцати лет и стремящееся к христианскому просвещению своих сограждан, возрождению исторической и духовной памяти. Свято-Тихоновское братство является частью Преображенского содружества.
(1) Аверинцев С.С. Ключевая фигура русской жизни и русской культуры – доброволец. Кифа № 3, 2014. С. 1.