На открытии выставки побывали представители Челябинской епархии, в частности руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Аркадий Бояркин.
О группе антифашистского сопротивления «Вайсе Розе» в Западной Европе знает не одно поколение молодежи. Именами Ганса и Софи Шолль, Курта Хубера, Кристофа Пробста называются школы и улицы, о них снимаются фильмы. В России они известны меньше, однако в последние годы завеса начинает приоткрываться.
Дело в том, что один из основателей группы «Белая роза» Александр Шморелль канонизирован как новомученик Русской Православной Церковью Заграницей. Как известно, в 2007 году РПЦЗ и РПЦ объединились, и святой Александр Мюнхенский стал одним из первых общечтимых святых.
Мы привыкли к образу героя-антифашиста. Но вот перед нами образ иной – святого-антифашиста, христианина, который по заповеди Спасителя вместо левой щеки подставляет правую. Новомученик Александр не устраивал крушения поездов, не сражался с оружием в руках. Он лечил людей и распространял листовки с правдой о правящем режиме – поэтому на иконе он изображен в белых одеждах – медицинском халате и с белой розой в руке. Александр Шморель сподобился мученической, но подлинно непостыдной кончины: перед смертью исповедался и причастился Святых Таин.
У новомученика Александра русские корни, связывающие его и с Уралом: отец его был предпринимателем в Оренбурге. На открытие выставки прибыл оренбуржский историк Игорь Храмов, автор монографии «Русская душа Белой розы». Он провел экскурсию по выставке, а после пригласил всех на просмотр документального фильма о новомученике Александре.
Отец Аркадий Бояркин говорил о том, что иногда приходят такие времена, когда народ (в данном случае немецкий) «опьянен» агрессивной пропагандой. И нет другого средства кроме веры, чтобы сохранить в себе при этом образ человека и христианина.
Декан исторического факультета ЮУрГУ Наталья Парфентьева рассказала о том, что детство провела в Германии и много размышляла над тем, как с этим народом произошла национальная катастрофа. Но не все слепо шли за нацистами. Примеры Софи Шолль и Александра Шморреля показывают нам путь христианина в тоталитарном обществе.
Завершило встречу слово Александра Нахтигаля, главы Немецкого культурного центра в Челябинске. Он говорил о том, что борьба с фашизмом не закончилась со Второй мировой войной, она продолжается в душах каждого из нас. Это перекликается со словами Достоевского «здесь дьявол с Богом борются, и поле битвы – сердце человека».