Тяжелейшие условия не препятствуют единению с Богом

11 марта 2013
В Воронеже прошел вечер памяти новомучеников и исповедников Российских

«В кротости, смирении и терпении идите на предлежащие вам» – таким напутствием о. Сергий Мечев благословил во время гонений своих духовных чад – членов маросейской общины. Эти слова и стали названием вечера, посвященного памяти новомучеников и исповедников Российских, который прошел 3 марта в Воронеже в Благовещенском кафедральном соборе по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия.

Зал на триста мест был полон. Среди гостей вечера – клирики епархии, прихожане многих воронежских храмов, студенты Воронежской православной духовной семинарии. Организовали встречу Комиссия по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии, малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского, отдел по культуре Воронежской и Борисоглебской епархии, Воронежская православная духовная семинария.

В приветственном слове секретарь епархии прот. Андрей Скакалин сравнил время беспрецедентных гонений на христиан в XX веке с первыми веками христианства, когда люди своей жизнью свидетельствовали о Христе. «На эти гонения церковь ответила целым сонмом мучеников и исповедников, которые до конца сохранили верность православию, своему служению и человеческому призванию, – сказал в своем слове ведущий вечера председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии прот. Андрей Изакар. – Подвиг новомучеников и исповедников сегодня остается не только неизвестным широкому кругу людей, но самое прискорбное и страшное – духовно невостребованным даже для церковных людей».

Участники и гости вечера отмечали, что усвоению опыта новомучеников мешает наше нежелание открытие этого опыта, элементарная лень, что каждому из нас не хватает решимости быть со Христом. Все наследие новомучеников – письма, дневники, записки, стихи, творчество – говорит о том, что такого переживании и ощущения близости Бога у них уже больше никогда не было в жизни. Это свидетельствует о том, что даже тяжелейшие условия не препятствуют единению с Богом.

Константин Обозный (Псков), кандидат исторических наук, преподаватель СФИ, рассказал о жизни православных христиан на оккупированных территориях северо-запада России, где во время фашисткой оккупации началось церковное возрождение. Основным ядром Псковской миссии были молодые священники, нередко с хорошим образованием, которые оставили свои семьи и устроенную жизнь, поехав в неизвестность, чтобы послужить Богу. Один из исследователей, проф. Алексеев, автор работы о жизни на оккупированных территориях, отметил, что деятельность этих подвижников может быть признана вторым крещением Руси.

Прот. Николай Германский (с. Ракитное), председатель комиссии по канонизации святых Губкинской и Грайворонской епархии Белгородской митрополии, рассказывая о жизни и служении подвижника веры и благочестия архимандрита Серафима (Тяпочкина), отметил: «Сотни людей свидетельствуют о любви о. Серафима, которую можно сравнить с прикосновением Самого Христа».

О возрождении церковной жизни в Ташкентской епархии в 50-60-е гг. поделилась Ольга Борисова (Москва), магистр богословия СФИ. Она рассказала, как в Средней Азии, ставшей местом ссылок репрессированного духовенства и мирян, одновременно происходило возрождение духовной жизни: строились и открывались храмы, велось оглашение, миряне собирались по домам для чтения Евангелия. В Средней Азии удалось создать круг просвещенного и ответственного духовенства, разделявшего церковные взгляды своих архиереев. Опыт их духовной жизни и служения дает нам пример жизни по вере, выражающейся в служении, пастырстве, миссии, просвещении, проповедничестве.

С именем новомучеников и исповедников Российских связан практически каждый уголок Воронежской земли. Сообщение на эту тему прочитал Константин Рева, магистр богословия, преподаватель Воронежской православной духовной семинарии. На сегодняшний день канонизировано пятьдесят три новомученика, прославивших своим подвигом Воронежский край. Особое место среди них занимают архипастыри, которые собирали церковный народ в Патриаршую церковь в ситуации распространившегося обновленчества и антицерковной деятельности советской власти.

Помимо примера мужества и веры новомученики и исповедники оставили после себя культурное наследие, пронизанное духом радости и свободы. На вечере звучали стихи мученицы Татьяны Гримблит, сщмч. Анатолия Жураковского, Николая Заболоцкого, Александра Солодовникова, а также Елены Владимировой, Сергея Аверинцева, Ольги Седаковой в исполнении заслуженной артистки России Наталии Шевченко (матушки Наталии Иванниковой) и членов братства во имя святителя Тихона Задонского.

В исполнении священника Алексея Иванникова прозвучали псалмы, (переложенные на музыку самим исполнителем) и стихи иеромонаха Василия (Рослякова), злодейски убитого уже в начале двадцать первого века в пасхальное утро в Оптиной пустыни.

Мы попросили докладчиков ответить на вопрос о том, что, по их мнению, из опыта новомучеников и исповедников Российских актуально для церкви сегодня.

Ольга Борисова. Актуален, прежде всего, сам опыт жизни по вере. То, что люди полностью отдавали себя служению Богу и Церкви независимо ни от каких внешних обстоятельств – гонений, преследований, войн и пр. Когда я приехала в Ташкент, в семинарии меня спросили: «Что вы здесь ищете? Здесь ничего особенного не происходило, они ведь просто так жили». Подвижники веры именно просто так жили, и жить по-другому они не могли, может быть, можно сказать – не умели.

Если кратко говорить о церковной традиции новомучеников и исповедников, то это – единство духа и жизни. И все, что ими делалось, служило обретению духа и смысла жизни христианина. Это выражалось во всем: в богослужении, проповедничестве, просвещении, пастырском окормлении. Яркий пример тому – огласительные беседы для взрослых, проводимые в Ташкенте архим. Борисом (Холчевым) по благословению вл. Ермогена (Голубева) в 1950-60 гг.

Проблема состоит в том, что сегодня такой опыт жизни по вере не воспринимается церковью, не опознается как свой. Имена многих новомучеников и исповедников до сих пор не известны, имена многих находятся в забвении. И я думаю, наша задача – рассказать об этом опыте жизни и служения, донести его до людей. Мне показалось знаменательным, что после моего выступления ко мне подошла женщина, совершенно потрясенная услышанным. Оказалось, что ее крестный – владыка Ермоген. Но ее крестили в детстве, и она совершенно ничего не знает о нем, только из домашнего архива узнала, что ее крестный – «владыка Ермоген, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский». И такой подвиг жизни, о котором она услышала, внезапно заставил ее задуматься и о своей жизни. Для меня это было знаком того, что подвижники и исповедники веры и сегодня имеют попечение о том, чтобы жизнь человека обретала смысл, и если мы можем помочь в этом, то, конечно, должны это делать.

Константин Обозный. Самое главное, что новомученики и исповедники слушались Бога «больше, нежели человеков». У новомучеников и исповедников хватало мужества, крепости, твердости и надежды на Господа, решимости жить по Евангелию, по заветам Христа, а не как велят высокопоставленные лица. К сожалению, нам этого очень часто не хватает.

Я сегодня в докладе рассказывал о гибели о. Федора Тонковида на оккупированной немцами территории. Он прекрасно понимал, что его может ждать смертельная опасность, и все-таки поехал в «неблагополучное» село, где подвергся страшным истязаниям и издевательствам со стороны партизан. Его медленно убивали, и это очень было похоже на страдания Спасителя. Именно через приобщенность к этому опыту мы не теряем христианской трезвенности. Этот опыт дает нам чуткость узнавания подлинного Христа, не дает оказаться обманутыми различными лжепророками, говорящими: «Вот, здесь Христос, или: вот, там» (Мк, 13:21).

Сегодня восприятию опыта новомучеников и исповедников мешает нетрезвенное восприятие советского прошлого в обществе и церкви. Потому что, как мы хорошо знаем, нельзя служить двум господам – Христу и безбожному кесарю, который гнал и убивал христиан. Я имею ввиду советскую власть. Это может быть и является одним из самых трудных, болевых моментов, когда польза государственная, великоимперская, национальная, патриотическая или какая-либо другая оказывается важнее, чем истина Христова. Эти вещи не совместимы с почитанием новомучеников. Такая дилемма является лакмусовой бумажкой: что важнее для христиан – благо государства и социума или Христос и Его Церковь. От этого выбора зависит наше движение – ко Христу или к Его противнику.

Свящ. Алексей Иванников
Свящ. Алексей Иванников
Инна Ткаченко, член братства во имя святителя Тихона Задонского
Инна Ткаченко, член братства во имя святителя Тихона Задонского
Выступление членов братства во имя святителя Тихона Задонского
Выступление членов братства во имя святителя Тихона Задонского
Прот. Николай Германский
Прот. Николай Германский
Ольга Борисова
Ольга Борисова
Константин Обозный
Константин Обозный
Прот. Андрей Изакар
Прот. Андрей Изакар
Константин Рева
Константин Рева
Автор текста и фото Юрий Крапивин
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще