Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем: «“Молитва памяти” очень важна не только для усопших, но и для живущих. Это позволяет избегать ошибок в настоящем и будущем. Хорошо, если об акции будет знать как можно больше людей, руководителей разного уровня, работников разных сфер и подрастающее поколение, от которого через 10-20 лет будет зависеть определение вектора развития страны. Нынешняя “Молитва памяти” – это не только молитвенное поминовение тех, кто уже пребывает в вечности, но и ещё в каком-то смысле собирание сил для будущего».
Священник Георгий Кочетков (Москва): «Пока у нас не будет памяти – не будет покаяния. Не будет покаяния – не будет возрождения. Мы не можем думать, что мы только жертвы, мы должны понимать, что мы тоже совершали зло и отягощены многими грехами. Какого бы насилия не наносилось русскому народу, не все в народе были стойкими, многие отходили от Бога и от основ, необходимых для нормальной жизни вместе со всеми другими людьми по заповеди Божьей. Мы должны вспомнить свое призвание, чтобы иметь достойное настоящее и будущее, чтобы жить на этой земле. Если мы не сделаем то, что Господь от нас ждёт, то будем жить всё хуже и хуже до полного разложения и уничтожения, Всё может всегда повторяться, если люди не покаются, если они не сделают усилия для своего возрождения - духовного, душевного и физического».
Галина Муравник, старший преподаватель Свято-Филаретовского института (Москва): «Расстреляли бабушку, дедушку, двух дедушкиных братьев. Папа в десять лет, когда родителей расстреляли, попал в приемник-распределитель, потом десять лет по детдомам НКВД… Эти события прошли через историю нашей семьи. Но я прихожу помолиться не только о своих близких – это общенациональная трагедия, людей лишили жизни, доброго имени. Молитвенная память – самое необходимое сейчас. Несмотря на непогоду, я неотступно прихожу и буду приходить сюда в этот день».
Протоиерей Алексей Уминский (Москва): «Весь народ должен быть единым в этой памяти. К сожалению, этого нет среди нас. С одной стороны, память о том, что происходило и может произойти в любой момент со всеми нами, хранится небольшим количеством людей, а равнодушие, беспамятство, а еще хуже оправдание – начинает доминировать в нашем народе. Очень горько, ужасно страшно от того, что эта боль не стучит в наше сердце. А должна бы стучать, должна будить нашу совесть, должна пробуждать стояние за правду, поиск этой правды, жажду этой правды, о которой говорит нам Христос в Евангелии. То, что происходит сегодня на улицах наших городов, очень важно для людей, которые идут мимо и с удивлением смотрят на нас, а не только для нас самих. Это свидетельство сегодня имеет огромное значение».
Надежда Стаценко, бухгалтер (Томск): «Каждый год в Преображенском братстве молитвенно вспоминают невинно пострадавших в годы репрессий. Если в эту тему погружаться без надежды и веры, то это как погружаться в беспросветную тьму. Но Бог даёт её, эту надежду, потому что для Бога все живы. Наша надежда на то, что в этом молитвенном предстоянии перед Богом вектор нашей жизни, вектор нашей истории будет меняться и подобные страницы не повторятся в будущем».
Протоиерей Игорь Малов, настоятель храма Всех святых, в земле Российской просиявших (Волгоград): «Этот день знаменателен памятью о страданиях, боли, мучениях – кто-то понёс их за Христа, кто-то по навету, кто-то был “по другую сторону баррикад” – их тоже жалко. Ведь на «Молитве памяти» мы молимся не только о тех, кто был замучен, но и о тех, кто мучил. Ведь они совершили грех. Вот нам и надо просить Бога, чтобы Он послал им Своё снисхождение, простил их. На мы обо всех молимся – и о тех, и о других. Ведь это не варвары на Русь нападали, а мы сами – и это духовное падение длилось 70 лет».
Николай Булычев (Рязань): «Считаю своим долгом обязательно участвовать в “Молитве памяти”. Мы должны об этом помнить и обязательно об этом говорить, в первую очередь своим детям, своим внукам. Если мы не будем знать наше прошлое, нашу историю, то не сможем построить нормальное будущее…»
Борис Воскресенский, психиатр (Москва): «История нашей страны глубоко трагична. Это борьба за свободу, в которой было больше жертв, чем победителей. И мне думается, что мы обязаны помнить о них, чтобы получать от них силу и продолжать их дело».
Священник Александр Сухарев (Москва): «Для меня День памяти жертв политических репрессий дорог, потому что я ощущаю себя русским человеком, частью русской культуры, жителем этой страны. Мне небезразлично, что с моей страной, с моим народом происходило, как за последние сто лет, так и вообще в его истории. Если в нашей истории были и белые, и черные страницы, мы должны помнить обо всех и поминать тех людей, которые были несправедливо уничтожены».
Андрей Грищенко, координатор московского отделения Мемориально-просветительского и историко-культурного центра «Белое Дело»: «Каждый раз задумываешься о памяти людей, которые в 1917 году не потеряли мужества, не потеряли понимания ситуации, и как их мало было. Конечно, предстоит очень много сделать для того чтобы в полноте память воцарилась в головах нашего народа, в сердцах, чтобы мы помнили своих собственных соотечественников, погибших в эти страшные годы красного молоха».
Священник Даниил Рябинин, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии: «Последние десятки лет нас пытаются разделить на красных и белых, верующих и неверующих, русских и не русских. И в этом разделении видится большая скорбь нашего народа. Сегодняшняя “Молитва памяти”, выраженная в чтении имен тех, кто был уничтожен, стерт с лица земли – это попытка вновь всем вместе осознать трагедию, чтобы в будущем, в единстве, противостоять подобным ударам зла. Дай Бог, чтобы сегодняшнее дело памяти продолжалось на протяжении всей жизни в наших сердцах, в наших мыслях, чтобы сквозь эмоции и слезы в единстве обращения к Богу мы совершали этот труд».
Кьяра Доммарко: «Три раза я была на акции «Мемориала» «Возвращение имен», а в этом году впервые решила участвовать также в «Молитве памяти». Память этих жертв может помочь не только России, но и всему миру, потому что это историческая память. Меня глубоко тронули слова организаторов акции, что мы не можем судить людей и должны вспомнить обо всех. Конечно, есть и жертвы, и виновные, но мы сейчас далеко не всегда и не о всех можем знать, кто есть кто. Для России очень важно осознать то, что случилось, не только чтобы подобное больше не повторилось, но чтобы больше узнать о себе. И в этом усилии важна роль церкви, чтобы идеология не навязывала человеку, кем он должен быть и чего должен хотеть. Потому что миссия церкви - передать опыт Христа, чтобы люди узнали Христа и через это обрели свободу. А свободный человек - самый страшный для идеологии».
Протоиерей Александр Абрамов (Москва): «Нет у церкви более важного дела, чем не просто взывать к памяти, но быть памятью. Не будет ничего доброго в стране, которая не изжила свое прошлое. Нужно дать Богу обещание, что ты в меру своих сил не станешь частью этого кошмара и зла», -
Протоиерей Олег Батов (Москва): «Память литургическая – это долг церкви. Но эта молитва имеет еще и общественное значение. В расстрелянном списке Бутовского полигона я нашел человека с моей фамилией, который происходил из той же деревни, откуда мои родные. Наверняка какие-то родственные связи были, просто я о них не знаю. Он был простым рабочим железнодорожной станции».
Протоиерей Богдан Северин (Симферополь): «У тех, кто пропагандировал коммунистические идеи, на первом плане были хорошие лозунги – мир, равенство, братство, свобода. И что мы видим впоследствии? Разруху, скорбь, кровь, горе. И сегодня мы все вспоминаем эти дни, эту трагедию в жизни страны и практически каждого из нас, потому что она не миновала никого. Как бы хотелось реализовать эти добрые начала – свободу, равенство, братство… Но изначально насилием и ложью выкорчевывалось самое главное – правда, доверие, милосердие, вера в Бога».
Священник Максим Плякин (Саратов): «Это коснулось непосредственно моей семьи. Один из моих родственников, священник Емельян Антонович Гончаров, расстрелян на Бутовском полигоне. Причём я об этом узнал не из семейных рассказов, а перебирая списки расстрелянных на Бутовском полигоне, где обнаружил родное село моей мамы. А мои троюродные прадеды были осуждены за "попытку продать Куйбышевскую область японцам", и оба оказались в Сибири. Мне кажется, это очень верный путь – вспоминать о погибших и попавших в лагеря и ссылки – молиться, оплакать их и надеяться на то, что их молитвы не позволят этому повториться ещё раз».