«Церковь и общество: ценность человеческой личности»

26 июня 2017
Круглый стол с таким названием прошел в Глазовском государственном педагогическом институте имени В.Г. Короленко 23 июня в рамках выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке»
Слева направо: Александр Корнеев, Владимир Лавренов, епископ Глазовский и Игринский Виктор, Сергей Логинов
Слева направо: Александр Корнеев, Владимир Лавренов, епископ Глазовский и Игринский Виктор, Сергей Логинов

В работе круглого стола приняли участие епископ Глазовский и Игринский Виктор, Сергей Логинов, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и социально-гуманитарных дисциплин ГГПИ им. В.Г. Короленко, Владимир Лавренов (Тверь), кандидат исторических наук, член Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, священник Михаил Поскребышев, руководитель миссионерского отдела Глазовской епархии, Андрес Вяльме (Таллин, Эстония), член Чеховского общества и Эстонского мемориала, Александр Корнеев, председатель Иоанно-богословского малого православного братства (Москва), а также представители епархии, Культурно-просветительского фонда «Преображение», сотрудники и студенты ГГПИ им. В.Г. Короленко.

Открывая круглый стол, Сергей Логинов сказал, что материалы выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», представленные им в Нижнем Новгороде на конференции Института Национальной памяти Российской Федерации, получили высокую оценку участников конференции, добавив, что такие выставки способствуют возрождению нашей страны. Сергей Леонидович также указал на важную роль церкви в государстве и обществе, об ее ответственности за нравственное воспитание человека.

Епископ Виктор напомнил и о трагических страницах в истории церкви: «Эта выставка раскрывает возможность преодоления последствий тех гонений советской атеистической богоборческой власти на церковь, которые коснулись почти каждой семьи. Это и возрождение памяти, и напоминание тем, кто придет после нас, о том, что мы не должны забывать эти уроки. Мало дать знание, необходимо воспитать нравственность, добрые чувства». Он подчеркнул, что понятие о Боге и человеке является основой нравственного воспитания и содействует пробуждению нравственности у наших соотечественников, что сейчас особенно важно.

Владимир Лавренов отметил, что вопрос о памяти народа является ключевым: «Россия – это память, без памяти нет ни России, ни русского народа в многообразии его культур, национальностей и веры. Помнить – это естественное чувство каждого человека. Когда мы проводим такие выставки, мы осознаем, что в нашей стране, действительно, произошла антропологическая катастрофа, которая определяет все происходящее с нами, в том числе и с сидящими здесь. История не примиряет людей, как бы нам этого ни хотелось, это всегда – выбор человека: ты с кем? с какой историей? С той, что течет бесконфликтно: Сталин, Дзержинский... и тут же, например, император Николай ΙΙ? Или ты выбираешь одну, ту подлинную историю, которая является твоей? И этот личный выбор определяет то, как будет развиваться страна наша, куда она пойдет… Новой власти, явившейся в 1917 году, удалось последовательно уничтожить интеллигенцию, церковь и крестьянство. И теперь у нас нет собственного ощущения того, к какому народу мы принадлежим. Мы не знаем и не хотим знать своего прошлого. А без него жизнь теряет смысл и перспективу».


«Можно вспомнить время, когда, казалось бы, не было гонений, но церковь была в подчинении у государства, как это было в Синодальный период. Были времена, и когда церковь страдала. И в каком положении не оказалась бы церковь, миссия ее должна оставаться самой высокой, если мы говорим о нравственности и человеке. ХХ век прошел, там было много боли. Какой урок мы должны извлечь из всего этого и какое отношение это имеет к нам? Но мы наследники этого века. Поэтому нам и искать пути выхода из этого состояния. Для церкви это может быть покаянием, но и для общества это может покаяние – покаяние как изменение жизни: как изменить, выправить то, что было неправильным, чтобы больше не повторять прежних ошибок. Сейчас в церкви, в обществе звучит тема покаяния так или иначе, и Преображенское братство начало разговор о том, как можно осознать трудный опыт ХХ века, о возможности национального покаяния в нашей стране, о роли церкви в этом процессе и о надежде на осознание и возрождение народе. Такое покаяние направлено в будущее – на то, чтобы жизнь сделать лучше», – продолжил обсуждение Александр Корнеев.

Тема покаяния вызвала серьезное обсуждение. Сергей Логинов с горечью отметил, что «наша страна сейчас разделена, и можем ли через покаяние мы обрести успокоение и воссоединить разъединенное?» Священник Михаил Поскребышев добавил, что покаяние, прежде всего, – это изменение ума и сердца, исправление жизни, а отнюдь не самобичевание. Владимир Лавренов дополнил, что призыв к покаянию обращен к тем, кто готов это сделать, к думающей части людей. А пример Грузии показывает, что обращение к Богу может стать реальностью для подавляющего большинства народа.

Епископ Виктор рассказал, что месяц назад в Мюнхене была конференция иерархов РПЦЗ, посвященная периоду гонений советской власти на веру и церковь по итогам которой было составлено заявление о том, что пришло переименовывать улицы, носящие имена убийц, террористов, пора с главной площади страны убрать тело («чье – сами понимаете»). По словам владыки Виктора, «это тоже – акт покаяния. Нас хотели лишить исторических корней, сделать "иванами, не помнящими родства", создать новую историческую общность – советский народ. А это – миф. Церковь понимает, что ее задача – разрушать подобные мифы. В основе покаяния лежит страх Божий – боязнь оскорбить Отца, даже на уровне мысли. Ф.М. Достоевский правильно писал, что если нет Бога, то человеку "все позволено". Революции предшествовала потеря Бога, и было это оскотиневание. Если мы всего этого не осознаем, то все это повторится».

Тема круглого стола дает повод всерьез задуматься о проявлении человечности, личного выбора и верности духовно-нравственным ценностям в жизни и в истории. Ведь антропологическая катастрофа, произошедшая в нашей стране, имеет последствия и сегодня, преодолеть которые, как отмечал Владимир Лавренов, можно в церкви – необходим опыт совместной жизни, общего дела в открытости, вере, любви и братстве; человек должен стать причастным к истории, научиться дружить, любить как это было раньше.

В завершении обсуждения Сергей Логинов от лица ректора института вручил благодарственные грамоты и памятные подарки участникам круглого стола. В ответ владыка Виктор также вручил благодарственные грамоты организаторам мероприятия и памятные подарки всем участникам круглого стола.

Выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», посвященная духовному стоянию верующих людей в годы террора и гонений на Урале, Вятской и Удмуртской земле в 1918-1980х гг., прошла с 27 мая по 25 июня 2017 года в Глазовском государственном педагогическом институте имени В.Г. Короленко.

Мария Цыбульская
конец!