На вопросы отвечает игумен Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, насельник Свято-Троицкого Холковского пещерного монастыря, и. о. настоятеля храма Спаса Нерукотворного в п. Тикси (Якутия).
– Можно ли -- и если да, то при каких условиях – крестить детей у некрещеных, неверующих, совсем нецерковных родителей?
Можно при наличии воцерковленных восприемников, близких к семье и согласии самих родителей на воспитание детей в православии. Либо, если дети не совсем маленькие, а имеют начатки личной ответственности, то при горячем желании самих детей и согласии родителей.
Бывает, что и без согласия возможно крестить, в крайнем случае.
Разумеется, если родители желают принять крещение с детьми вместе, вопросы отпадают сами по себе.
– Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Прочтение и понимание Евангелия, понимание Символа Веры и молитвы Господней – минимум.
– Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Если дело касается взрослых, священник просто обязан выяснить мотивы прихода к крещению и вправе отказать, если эти мотивы связаны с оккультным восприятием Таинства или с иной какой неевангельской причиной.
– Какие трудности испытывают священники, совершающие катехизацию в своих епархиях и благочиниях?
1. Пассивность управляющих епархиями и благочиниями.
2. Косность (а часто и прямое противодействие) собратьев-священников.
3. Противодействие небольшой, но шумной части «зилотов», «ревнителей благочестия», считающих оглашение и катехизацию чем-то чуждым Традиции Церкви.
– Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Мы имеем пример из Деяний с крещением евнуха: чтение Священного Писания, научение основам веры, решимость креститься. Это образец. Излишне ставить конкретные сроки – катехизация не менее *** лет и проч. Излишне требовать от оглашенного вникать в антипаламитскую полемику. Должно быть раскаяние, осознание Христа – Спасителем, понимание основ христианства, изложенных в любом толковании Символа Веры, желание участвовать в Литургии и вести в дальнейшем церковную жизнь. Всё прочее – со временем.
Отвечает секретарь Белгородского и Старооскольского епархиального управления, протоиерей Димитрий Карпенко.
– Можно ли, и если да, то при каких условиях, крестить детей у некрещеных, неверующих, совсем нецерковных родителей?
Крестить детей у некрещеных, неверующих и совсем нецерковных родителей можно, по моему разумению, лишь в одном случае – если сам ребенок этого хочет. Это, конечно, подразумевает, что ребенок уже соответствующего возраста и может сам отдавать отчет о своих действиях.
Впрочем, может быть случай, когда креститься желает вся семья – тогда, разумеется, вместе с родителями могут быть крещены и их дети.
– Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Прежде всего должна наличествовать именно вера, вера в то, что Христос есть Истинный Бог наш. А степень знаний зависит от того, какие знания были им предложены в период, предваряющий Крещение. Не думаю, что нужно ставить жесткие условия. Главное -- видеть, что человек обращается к таинству искренне и у него есть желание узнавать больше о своей вере.
Все это возможно понять только лишь при личной беседе.
– Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Конечно, выяснять эти мотивы необходимо, потому что мотивы могут быть совершенно ложными. Единственный мотив, который должен нас побуждать принять любое таинство – это вера, желание быть со Христом в Его Церкви. Если присутствуют иные мотивы, нужно объяснять, почему человек не прав.
– Какие трудности сегодня испытывают священники при совершении катехизации в своих епархиях и благочиниях?
Самая большая трудность – это то, что катехизация сегодня остается делом одиночек, в него не вовлечены все приходы и все священнослужители. Пока не будет дано совершенно четких и недвусмысленных указаний со стороны священноначалия по этому поводу, дело с мертвой точки не сдвинется.
– Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Я не думаю, что «избыточная» катехизация сегодня – это проблема для нашей Церкви. Много ли мы знаем о таких «избытках»? А если они и есть, то через эту «избыточность» люди вовлекаются в полноту общения во Христе гораздо интенсивнее, нежели там, где этого «избытка» не наблюдается.
Однажды слышал такую мысль о том, что при отсутствии катехизации из ста крещаемых в Церкви остается лишь один человек, а при проведении полноценной длительной подготовки к Крещению из ста человек из Церкви уходит только один. Не знаю, насколько это так фактически, но своя правда в этом есть, и есть о чем задуматься…
Опрос подготовили Иван Семенов и Анна Данилова