Свт. Лука (Войно-Ясенецкий): общее правило обращения ко Христу и исключения из него

9 мая исполняется 140 лет со дня рождения святителя 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (27 апреля (по новому стилю – 9 мая) 1877, Керчь – 11 июня 1961, Симферополь ) – знаковая фигура советского времени; исповедник веры, выдержавший допросы и пытки; проповедник, пастырь. В миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого больше знают как врача, блестящего хирурга и ученого.

Священник Валентин (Войно-Ясенецкий) был тайно пострижен в монахи и рукоположен в епископа в 1923 году, в то время, когда Русская церковь была гонима советской властью. Все церковные иерархи того времени, не участвовавшие в обновленческом расколе, спровоцированном властью, пережили аресты и лагеря, многие были расстреляны. Святитель Лука в общей сложности провел в ссылках одиннадцать лет.

Но грянула Великая Отечественная война. И многое изменилось. В октябре 1941 года владыка был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Святитель Лука напряженно работал, неустанно оперировал. Его труд дал блестящие научные результаты: в конце 1943 году вторым изданием, значительно дополненным, выходят «Очерки гнойной хирургии»; а в 1944 году публикуется книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». И в 1946 году он стал лауреатом Сталинской премии первой степени за книги по гнойной хирургии. 

Об архиепископе Луке стала писать советская пресса как о патриоте своей страны и маститом ученом, сам факт существования которого свидетельствовал в пользу того, что религия в СССР больше не преследуется. Конечно, в газетах тех лет не говорилось о тюрьмах и ссылках, через которые прошел святитель. Зато всячески подчеркивалось, что он очень многое сделал для спасения жизни раненых.

Известно также, что несмотря на строгий запрет церковной агитации со стороны властей, он оставался миссионером: вешал икону в операционной, не снимал рясы при чтении лекций студентам-медикам и призывал больных ходить в церковь.

Сегодня, в день 140-летия со дня рождения владыки, мы публикуем его проповедь в Неделю о самарянке.

Слово в Неделю о Самаряныне*

В книге пророка Исаии читаем великой важности слова, внушенные ему Духом Святым: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65:1).

Беседа Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой, изложенная в четвертой главе Евангелия от Иоанна, служит самым ярким подтверждением истины этих Божественных слов.

Господь Иисус Христос отдыхал у колодца Иаковлева, вблизи самарийского города Сихема, на дальнем пути из Иерусалима в Галилею. К колодцу подошла женщина-самарянка с водоносом, чтобы набрать воды. Господь просил ее дать ему напиться.

Самарянка удивилась этой просьбе, так как видела в просившем воды одного из народа иудейского, который не имеет никакого общения с самарянами, и спросила: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Ин. 4:9). Ответ Господа Иисуса поразил ее: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).

Христос говорил, конечно, о той воде бессмертия, о которой поется в кондаке праздника Преполовения Пятидесятницы. Но самарянка не могла этого знать и думала только о свежей ключевой воде, имеющей чудесное свойство навсегда утолять жажду.

Ее изумление доходит до апогея, когда Господь Иисус являет Божественное всезнание, сказав, что у нее было пять мужей, а тот, которого она имеет ныне, не муж ей. Ее духовные глаза широко открываются, и она видит в своем Собеседнике не простого человека, а пророка. С таким великим Человеком надо говорить о высших вопросах религии, и она просит Его сказать, кто прав: иудеи ли, поклоняющиеся Богу в Иерусалимском храме, или они, самаряне, поклоняющиеся Ему на горе Гаризим.

Господь Иисус Христос ответил ей необыкновенными словами о поклонении Богу в Духе и истине и закончил Свою глубочайшую беседу с самарянкой тем, что прямо назвал Себя Мессией, Христом.

И в начале и в средине беседы с Господом Иисусом Христом самарянка, конечно, не искала в своем собеседнике Мессию, Христа – и Он Сам открылся ей, не вопрошавшей о Нем как Мессии.

Взволнованная беседой с Господом Иисусом Христом, самарянка оставила свой водонос и поспешно пошла в Сихем, чтобы рассказать жителям его о необыкновенном прохожем Иудее, знавшем все дела ее жизни и назвавшем Себя Мессией – Христом. Она звала своих сограждан пойти и самим посмотреть, не он ли Христос. В это время вернулись из Сихема апостолы Христовы, которых Господь Иисус посылал в город купить пищи. Самаряне, пришедшие по зову женщины, застали только конец разговора Господа Иисуса с Его учениками о неведомой им пище, которая состоит в том, чтобы творить волю Отца Небесного; о жатве, которая кажется им незрелой, но давно уже поспела; о сеющем и жнущем, которые получат одинаковую награду.

Казалось бы, эта необыкновенная речь была недоступна пониманию самарян, но слышание ее и очень краткое личное общение с Иисусом Христом были достаточны для того, чтобы они уже не по словам только призвавшей их самарянки уверовали в Господа Иисуса как Мессию – Христа, поверив собственным своим глазам и ушам.

Они смиренно просили Господа Иисуса зайти в их город. Он пробыл в Сихеме два дня, и еще большее количество самарян уверовало в Него. Самаряне не слышали Божественной проповеди Иисуса Христа в Иудее, не знали Его Божественных заповедей блаженства, не видели Его бесчисленных чудес. Они не искали Его, не вопрошали о Нем, и тем не менее Его беседы с самарянкой, объявления Себя Мессией – Христом и двухдневного общения с Ним в Сихеме было достаточно для того, чтобы на них так ярко исполнились слова пророка Исаии: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня...».

Из всех книг Ветхого Завета самаряне принимали только пять книг Моисеевых; они не читали Пророков, ясно предвозвещающих воплощение Сына Божия и спасение Им мира человеческого. Все это читали и знали иудеи, слышали трехлетнюю проповедь Господа Иисуса и были свидетелями Его неслыханных чудес – и все-таки большинство их не уверовало в Него.

И не на одних самарянах исполнились великие слова пророка Исаии: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня...».

В житиях святых, особенно мучеников Христовых, есть очень много примеров того, как внезапно обращались к вере в Господа Иисуса Христа язычники, присутствовавшие при страшных мучениях христиан, и даже самые исполнители пыток и казней над ними.

Сверхчеловеческое мужество, стойкость и бесстрашие святых мучеников производили на язычников такое неотразимое впечатление, что они бросали орудия пыток, объявляли себя христианами и сами становились мучениками.

Думаю, что от всего сказанного мною ныне о внезапных обращениях к вере христианской может у некоторых возникнуть вопрос: если Сам Бог является не ищущим Его и открывается не вопрошавшим о Нем, то чем виновны те неверующие, которых Он не призвал к вере? Виновны, тяжко виновны, ибо то, что говорил я о легком и быстром обращении самарян, о Божьей помощи святым мученикам, потрясающее впечатление зрителей их мучений – только исключительные факты; а по общему правилу, наше обращение всем сердцем к Господу Иисусу Христу происходит не внезапно.

Горячая вера в Него рождается и возрастает непрерывно в сердцах людей, пораженных Божественной, сверхчеловеческой глубиной Его учения, только для Бога возможными чудесами, а больше всего тем глубочайшим душевным потрясением, которое испытываем мы, взирая на Спасителя нашего, пригвожденного к страшному кресту на Голгофе.

Святое Евангелие приводит ко Христу всех читающих его с детской чистотой сердца.

Итак, безответны те, у которых сердца нечисты, исполнены пристрастием к земным благам, и потому они и знать не хотят Евангелия Христова.

А это духовная смерть.

Пусть же не верующие в Господа Иисуса Христа, в Святую Троицу помнят изумляющие и умиляющие нас слова Спасителя нашего: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

Аминь.

1958 г.

* Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Проповеди. Том II.

Материал подготовила Дарья Макеева
конец!