Его личности был посвящен очередной семинар из цикла «И один в поле воин, если он…», состоявшийся в Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького. Участники семинара, подготовленного творческой группой «Резонанс», рассказывали о жизненном пути и деятельности доктора Гааза и размышляли на тему поиска человеком своего призвания и его реализации.
В ходе обсуждения рождались новые вопросы: о милосердии и благотворительности, о словах Раскольникова, сохранившихся в черновиках к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Почему я не могу сделаться Гасом?».
В семинаре принимала участие бакалавр теологии, выпускница Свято-Филаретовского православно-христианского института Ирина Гаврилина (Тверь), занимавшаяся исследованием трудов и практики доктора Гааза.
Федор Петрович Гааз (1780 – 1853), немец по происхождению (Хааз Фридрих Иосиф), жил и трудился в России, считая это своим долгом. Гааз писал: «Да, я есть немец, но, прежде всего, я есть христианин. И, значит, для меня "несть эллина, несть иудея…" Почему я живу здесь? Потому что я люблю, очень люблю многие здешние люди, люблю Москву, люблю Россию и потому, что жить здесь – мой долг». Его неутомимая деятельность была посвящена заботе о больных и заключенных, условия жизни которых в то время были невыносимо тяжелы. Будучи членом тюремного комитета, Гааз добился облегчения применяемых кандалов и отмены прута, к которому приковывали арестантов при пересылке.
Благодаря инициативе Федора Петровича был перестроен тюремный замок, открыта тюремная больница, организованы мастерские и школы для детей арестантов. Осуществляя попечение о заключенных, Гааз считал, что исправление человека невозможно без религиозно-нравственного развития и назидания, и при поддержке митрополита Филарета (Дроздова) обеспечивал всех арестантов книгами Священного Писания.
Будучи также главврачом Павловской больницы, Гааз одним из первых вводит в штатное расписание женский обслуживающий персонал, оценив его преимущество в уходе за больными. При этом персонал тщательно подбирался: Федор Петрович не терпел равнодушия, недобросовестности и требовал от подчиненных мягкости, деликатности, профессионализма и искренней любви к своему делу. В своем наставлении женщинам-христианкам Гааз пишет: «Необходимое для христианина условие творить все дела в духе милосердия должно тем более отличать все поступки женщин. И потому – хотя это и может с первого взгляда показаться странным – женщины должны признать своим руководящим правилом никогда, ни в каком случае и ни под каким предлогом не делать упреков, то есть нетерпеливых выговоров, не проникнутых любовью».
Благодаря доктору Гаазу в Москве открылась первая Полицейская больница для бесприютных, куда везли многочисленных больных, зная, что «у Гааза не будет отказа».
Все свое время, силы и средства Гааз посвящал заботам о больных и заключенных, чем вызывал неоднозначное отношение со стороны общества. Кто-то считал его святым, кто-то — сумасшедшим, юродивым. Его же не останавливало ничто: ни ироническое отношение начальства, ни бюрократические проволочки, ни отсутствие поддержки со стороны власть имущих. Федор Петрович часто обращался к влиятельным людям, ходатайствуя за того или иного заключенного или собирая пожертвования, мог на коленях просить за своих подопечных. «Просить за других, – говорил Гааз, – за несчастных, страдающих, за тех, кому грозит смерть, не может быть унизительно, никогда и никак».
Такая цельность жизни и верность своему призванию, милосердие, которое творилось от избытка сердца, наполненного состраданием и любовью к людям, по сей день вдохновляют и являют пример христианского отношения к ближнему.