В Санкт-Петербурге еще с 1970-х годов существует религиозно-философское общество им. Владимира Соловьева. Когда-то оно собиралось подпольно, обычно на квартире его основателя, известного ученого-астронома из Пулковской обсерватории Сергея Гриба. Собирались тогда не больше 6-7 человек в течение вечера и свободно обсуждали острые вопросы о связи настоящей, а не марксистско-ленинской философии с наукой и богословием, в том числе и неизвестным в советских духовных школах, например, связанным с русской эмиграцией.
В то время это был не единственный подпольный кружок в городе. Для примера можно вспомнить еще один, созданный по инициативе того же Сергея Гриба, — он предложил будущей монахине, а тогда профессору астрономии Елене Казимирчак-Полонской собирать у себя не только молодежь, но и ученых, и тоже говорить с ними о вере, о богословии ее духовного отца Сергия Булгакова и т. д. Елена Ивановна вскоре начала проводить эти встречи по благословению известного ленинградского священника Василия Лесняка. В этот кружок вошли видные ученые — математики, физики, астрономы, ученые-гуманитарии, литераторы, священники.
В начале 1990-х Общество было легализовано и теперь проводит свои семинары открыто, по-прежнему стараясь обсуждать наиболее интересные темы современного богословия и философии. На одном из них побывали члены Свято-Петровского малого православного братства (Преображенское содружество).
Рассказывает Анастасия Наконечная:
- По сравнению с подпольем теперь семинары Соловьевского общества собирают больше людей: по крайней мере, в этот раз аудитория была забита до отказа, в ней было около двадцати человек. Я сразу увидела там священника — о. Дмитрия Дмитриева, поэта — Елену Пудовкину и двух братьев-ученых — математика Андрея Гриба и основателя и президента Общества Сергея Гриба.
- Чему был посвящен семинар?
- Доклад читал профессор Русской христианской гуманитарной академии Олег Иванов. Несмотря на довольно абстрактную тему «О значении богословско-философской мысли в современной России», говорил он вполне конкретные вещи о последствиях ХХ века для современной России. По мнению докладчика, любая нелегитимная власть "вождей", будь то Гитлер или Сталин как яркие представители такой власти, ведет лишь к смерти — либо через экспансию, как это было в Германии, либо просто через разложение. Такая власть предполагает и определенный вид подданных - не демос в классическом смысле этого слова, а безличностную массу. Выход Олег Евгеньевич видит в индивидуальном трудном пути отдельных мыслящих людей к «индивидуации». При этом он считает, что в христианстве к развитию личности более расположена западная традиция в связи с ее акцентом на рацио, а восточное богословие, более настроенное на Божественное откровение, как ни странно, по его мнению, не выводит человека из массы. Именно этим Олег Евгеньевич объясняет скуку и несвободу школьного богословия в православии.
- Любопытно. То есть семинар состоял из одного доклада?
- Доклада и довольно подробного его обсуждения. Понравилась атмосфера семинара. Докладчик высказал достаточно спорное суждение, и далеко не все из присутствовавших с ним соглашались. Задавали вопросы, спорили, слушатели как бы продолжали доклад, мысль не останавливалась.
- Вы первый раз побывали в Соловьевском обществе? Тоже продолжили мысль докладчика?
- Да, я была первый раз и тоже не удержалась от участия в обсуждении. Мне показалось, что доклад ставит очень важный вопрос, хотя, возможно, и не буквально в такой формулировке: в чем же выход для нашей страны, терпящей последствия антропологической катастрофы? Мне было важно подумать о том, как на эту проблему может и должна отвечать церковь. Поэтому я говорила о подлинном просвещении, о важности личностного подхода к каждому человеку, потому что только церковь может помочь каждому выйти на ту глубину традиции, где нет противопоставления между духом и смыслом, а наоборот, ценно их единство. Ведь не случайно еще в Новом завете мы встречаем призывы христиан к свободе, именно этому должна учить церковь приходящих к Богу людей. Конечно, тут невозможно было не вспомнить Свято-Филаретовский институт, в котором совершенно не учат схоластике, а наоборот, в нем узнаешь, что богословие абсолютно не скучно и полно свободы духа. Пришлось вспомнить и о том, что спасение в одиночку невозможно, поэтому трудный путь отдельных людей из несвободы возможен, но еще лучше — когда он происходит в церкви, не в одиночку, а вместе с братьями и сестрами по вере.