Тайна брата и братотворения волновала лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера, свидетеля веры, с самых первых его шагов в вере — и как начинающего кабинетного теолога, и как практикующего пастора, и как человека, искавшего Христа в брате.
Бонхёффер: путь к общине
Общинное устройство жизни интересовало его с самых первых шагов в вере. Свой первый труд — дипломную работу «Sanctorum communio» — он посвятил изучению общины и общинности. Затем в жизни Бонхёффера было несколько периодов, когда в его окормлении находились общины. Здесь можно вспомнить общины в Барселоне, в Лондоне, общину конфирмируемых в Берлине. Но то не были общины, которые он собирал и с которыми в полноте разделял жизнь.
Иначе обстояло дело в семинарии в Финкенвальде. В апреле 1935 года Бонхёффер возвращается из Лондона в Германию, где ему предложили возглавить небольшую духовную семинарию. За время преподавания в семинарии Бонхёффер написал две книги. Во-первых, это «Хождение вослед», в которой Бонхёффер развил свое представление о том, что Церковь — это не только общение душ, не только Благовещение, но, прежде всего, реальное тело Христа на земле. Вторая книга — «Жить вместе», в которой он описал свой опыт общинной жизни в Финкенвальде. В 1937 году семинарию закрыли, но Исповедническая церковь и лично Бонхёффер продолжили занятия тайно. Так продолжалось до марта 1940 года, пока не вмешалось гестапо.
Одиночество и община
Как Бонхёффер видел братотворение? Первое, о чём напоминает Бонхёффер, — это то, что Бог Сам взял в Свои руки обучение братской любви, открыв каждому верному Иисуса Христа как брата. Это в свою очередь возможно через усыновление Отцу, которое требует от каждого следования за Христом, которое возможно только когда есть вера, послушание и мужество оставить всё, пойти за Христом без каких-либо гарантий и остаться в этом следовании одному.
«Призыв Иисуса идти вслед превращает ученика в одиночку. Хочет он или нет, он должен решиться, решиться один. Стать одиноким — это не собственный выбор человека, одиноким делает позванного Христос»1.
Согласившись на такое одиночество, пустив в него Христа, человек оказывается способным принять дар «в стократ больший» — войти в новую общность во Христе. С другими такими же «безумными» одиночками.
В переживании этого одиночества растёт жажда общности с другими, жажда общей молитвы, общего богослужения и разделения благодарности:
«...[в одиночестве] я снова тоскую о церкви. Я вспоминаю о ней, и любовь к ней возрастет во мне. <...> Боже, Святой дух, пошли мне брата, с которым я могу молиться и верить в общине, с которым я смогу нести всё, что возложено на меня»2.
Для Бонхёффера в жизни каждого христианина принципиальным оказывается жизнь через посредничество Христа. Христос должен стать Посредником по отношению ко всему в христианской жизни. Мир желает потеснить Христа, но это ведёт к идолопоклонству.
«Но тот же самый Посредник, который делает нас одинокими, оказывается основой совершенно новой общности. Он стоит посередине, между другим человеком и мною. Он разделяет, но Он же и объединяет»3.
Таким образом, оставаясь один перед Богом, христианин обретает подлинно христианскую общину, в которой нет непосредственных отношений человека к человеку. Всё происходит только через Христа. Если в отношениях с другим человеком нет Христа, то это не духовные отношения. Это душевность, которая исчерпаема и конечна. И, следовательно, грозит разочарованием, которое Бонхёффер называл великим.
Великое разочарование как условие соборности
Великое разочарование, считает Бонхёффер, неизбежно в следовании за Христом и в жизни в общине. Более того, оно желательно, поскольку освобождает человека от иллюзий. Мы помним из своего опыта, какое воодушевление наполняло нашу жизнь в первое время после воцерковления, какие замечательные люди нас окружали, каким приятным и радостным было наше общение. Потом мы начинаем замечать, что не все люди одинаково приятны, не всякое общение вдохновляет и вообще в жизни церкви порой проблем не меньше, чем в мире. Тут и наступает момент великого разочарования, которое необходимо, поскольку до этого мы были очарованы душевно, пребывали в мечтаниях об идеальной общине, представляли себе идеального себя и идеального другого. После такого разочарования возможно два исхода — или потеря веры, или изменение её качества. Именно когда такое разочарование преодолевается, оно становится великим, поскольку велик его плод — обретение подлинной общины, обретение духа соборности:
«Лишь сообщество, познавшее великое разочарование со всеми его безрадостными и скверными явлениями, начинает становиться тем, чем оно должно быть перед Богом, начинает постигать в вере данное ему обетование. Чем раньше наступит час этого разочарования для каждого лично и для всего сообщества, тем лучше будет для всех»4.
Важно понимать, что подобное разочарование происходит не единожды, и к этому надо быть готовым, избегать самоуспокоенности и помнить о Христе, о Его разочаровании в Гефсиманском саду, на Кресте. Но также помнить и о том, что Он это разочарование преодолел.
Грех и смерть каждого преодолевается в общине
На что же опирается жизнь в общине, как духовном собрании? Ещё в своей первой большой работе, имеющей подзаголовок «Догматическое исследование социологии церкви», Бонхёффер отмечает, что общинное устройство может быть определено двумя моментами — богоустановленным «совместным бытием» общины и её членов и действенным «бытием друг для друга». В этом Бонхёффер видел ответственность общины и её членов друг за друга, которая может воплощаться через самоотверженное служение ближнему, молитву за него и через взаимное прощение грехов во имя Бога. Во всех этих случаях идёт речь не только об отречении от своего «я», но и о готовности принести себя в жертву. Действие для другого — это отказ от себя и своего, поскольку всё, от чего член общины может отказаться, и без того уже не его. Личные дары даны человеку не для того, чтобы возвыситься, но чтобы послужить общим нуждам в общине.
Подобным образом обстоит дело и с молитвой друг за друга. В общинной молитве каждый встаёт на место другого, «входит в его вину и его нужду». В такой молитве за другого каждый может стать Христом для ближнего:
«Община живёт одной жизнью <...> и молящийся стоит перед Богом не в одиночестве, но в общине святых, которая о нём свидетельствует и через которую он живёт»5.
В следующей своей работе «Akt und Sein» Бонхёффер возвращается к этой мысли и развивает её, отмечая, что грех и смерть каждого преодолевается в общине.
Если в первых работах речь шла больше о внутренней жизни общины, то в дальнейшем Бонхёффер задаётся вопросом, что христианская община может дать миру и людям. Такая община не стремится оградиться от мира и скрыться за стенами монастыря, не уклоняется от страдания, но переносит его. Община Христа должна быть зримой, её задачей является спасение тех самых земли и мира, свидетельство о Христе и Евангелии, но для исполнения этого сама община должна быть тем, чем она призвана быть.
«Как ради самой себя и ради земли соль должна оставаться солью, так и община учеников должна оставаться тем, чем она стала в призыве Христа»6.
Братьям в рассеянии
Дитрих Бонхёффер всю жизнь стремился к подлинной общине, в которой правит Слово. Для него было очевидно, что каждого, кого Христос призывает следовать за Собой, Он призывает к общине. Но в то же время Бонхёффер понимал, что община — это дар, которого мы не можем требовать, но от которого и не можем отказываться.
Так и опыт общей жизни в Финкенвальде был недолгим. По причинам как внутренним — необходимостью покидать семинарию после её окончания и выходить в мир на служение, — так и по внешним — в 1937 году семинария перешла из полулегального существования на нелегальное, в начале 1940 и вовсе была вынуждена прекратить своё существование.
Но для Бонхёффера было важным поддержать общую жизнь и устремлённость к общению среди всех братьев, кто разделял с ним жизнь в семинарии. Для этого он разработал систему так циркуляров, которые рассылались по всем покинувшим семинарию братьям. Каждый, кто получал письмо, знал, что и любой другой брат получил такое же письмо со словами поддержки, новостями и просьбами о молитве.
Такие окружные письма должны были служить прежде всего тому, чтобы помочь «братьям в рассеянии» преодолеть одиночество. Речь идёт не о том одиночестве, в котором каждый предстоит пред Богом, а скорее о чувстве богооставленности. Такие письма напоминают: ты нужен нам, а мы тебе, и все вместе — нужны Господу. Например, в ноябре 1935 года, когда появилась информацию о возможном запрете Исповедующей церкви, Бонхёффер писал следующие слова поддержки из Финкенвальде:
«Мы пишем вам, чтобы вы знали, что вы не будете оставлены одни в ближайшие дни. […] Вы несете ответственность за своих братьев, которые находятся недалеко от вас. Объединяйтесь с ними! […] Это великая благодать, когда мы можем поддерживать друг друга, неважно близки мы или далеки друг от друга, мы каждый день объединяемся молитвой друг за друга, чтобы в дерзновении вместе стоять перед Иисусом Христом»7.
Также подобные письма были призваны укрепить братьев в служении и поддерживать общую жизнь через память друг о друге и ходатайство друг за друга. Для поддержания общей жизни Бонхёффер также проводил ежегодные, в начале каждого курса, встречи всех братьев, уже выпустившихся из семинарии и только поступивших:
«Время в семинарии проходит так быстро, и разрыв между жизнью здесь и одиночеством в местах служения настолько велик и приносит так много важных вопросов, что такие ежегодные встречи являются насущной необходимостью и реальной помощью. <...> Не будем же оставлять их!»8
После разгона семинарии общение в письмах продолжалось до 1942 года. Затем последовал арест Бонхёффера, и далее нам известны только письма родителям, другу и невесте. Но и в них мы видим полную включённость — это не столько личные письма, сколько письма о Христе, о церкви, о её жизни и тайне Бога.
Примером духа соборности и полной разделённости жизни для Бонхёффера являлась апостольская община, а обретённые в Финкенвальде отношения Дитрих Бонхёффер и другие братья стремились проецировать и на новые отношения, на устроение общей жизни в тех местах, куда братья были отправлены на служение. О действенности и подлинности опыта финкенвальдской семинарии свидетельствует тот факт, что и сейчас — в другое время, в другой стране, в другой культурной традиции — размышления Бонхёффера об общей жизни, о свойственной христианам устремлённости к личностному и межличностному общению актуальны так же, как они были актуальны для небольшой группы людей, учившихся жить вместе в затерянной деревушке на севере Германии.
1. Бонхёффер Д. Хождение вслед. С. 57.
2. Он же. Проповеди, толкования, размышления. Т.2. С. 5.
3. Хождение вслед. С. 62.
4. Бонхёффер Д. Жить вместе. С. 22.
5. Universität, Pfarramt, Ökumene 1927 – 1932. S. 36. (Sanctorum communio).
6. Хождение вслед. С. 72.
7. Illegale Theologenausbildung: Finkenwalde 1935 – 1937. S. 101-103. Der 2. Rundbrief ist verfasst von den Mitgliedern des Bruderhauses einschließlich Dietrich Bonhoeffer (DBW 14, 103 Anm. 7).
8. Bonhöffer in Finkenwalde. Briefe, Predigten, Texte aus dem Kirchenkampf gegen das NS-Regime 1935 – 1942. Fenestra-Verlag, Wiesbaden-Berlin, 2012. 990 S.