9 октября в екатеринбуржском Фотографическом музее «Дом Метенкова» открылась персональная выставка Михаила Дашевского «Затонувшее время», а на следующий день братья и сестры Свято-Екатерининского малого православного братства воспользовались счастливой возможностью встретиться и пообщаться с автором представленных работ.
Михаил Дашевский занимается фотографией более полувека, его работы экспонировались на выставках в Европе и Японии, а альбом, собравший фотографии разных лет, в 2005 году получил 1-ю премию на Международном конкурсе фотографических книг в Братиславе. При этом сам Михаил Аронович не считает себя профессиональным фотографом, отмечая, что никогда не работал «по заданию редакции».
114 фоторабот, представленные на выставке в Екатеринбурге, были созданы в 1962-2002 годах. На них – истории, иногда – просто моменты из повседневной жизни страны, ныне ушедшие под спуд времен. Каждая фотография, вошедшая в цикл «Затонувшее время» появилась случайно-неслучайным образом. Михаил Аронович признается, что невозможно ответить на вопрос, о чем думал фотограф, когда нажимал на спуск фотоаппарата. Так фотография «Железного Феликса» на Лубянской площади была сделана ради эффектного контражура, но потом стало ясно, что глубокая тень, буквально «накрывающая» зрителя, является образом того давления, которое испытывал человек советской эпохи.
– Когда делаешь снимок, ты не знаешь, что тебя задело, но, определенно, это твоя реакция на эмоциональный удар, – считает Михаил Аронович. – Будет ли чувствительность к таким «ударам», зависит от твоей наблюдательности, от того, что ты в этой жизни прочитал, о чем думал и что переживал. Без этой чувствительности ты просто не увидишь момента.
Многие фотографии из «Затонувшего времени» окутаны очарованием печали, некоторые – даже трагичны, но ни в одной нет уродливости. В этом, по мнению Михаила Дашевского, и есть отличие художественной фотографии от репортажной съемки:
– Корреспонденты, зачастую, ездят на задание, как на сафари, в погоню за удачным кадром – это не имеет отношения к искусству. Художнику подобные приемы работы категорически противопоказаны. Снимок должен быть благородным, он не может унижать своего героя. Чтобы сделать эмоционально-сильный кадр, экшн совершенно не обязателен, должны действовать иные мотивы, которые заставляют зрителя «включиться» в ситуацию. Прелесть повседневной жизни не в том, что она прекрасна, прелесть в том, что это – жизнь. Какая уж она – другой вопрос. Ты видишь фрагмент жизни, и он тебе дорог.
Наша встреча с Михаилом Ароновичем состоялась в разгар рабочего дня. Конечно, нужно было спешить по делам, разумеется, не было свободной минутки… Но от трогательных образов из мира прошлого невозможно было оторваться. Тем более, что о каждой фотографии Михаил Дашевский рассказывал то, что нигде больше не услышишь…
– Какое главное впечатление? – написал в своем ЖЖ Олег Глаголев, председатель Свято-Екатерининского братства. – Утешение. Прорвемся. Серость и назойливость эпохи лучами прорезают сюжеты из жизни … Время затонуло, но то, что было в нем доброго, не захлебнулось.
Выставку можно посетить в Екатеринбурге до 23 ноября 2014 года.