О. Николай Загоровский, выпускник Харьковской духовной семинарии (1894), свое священническое служение начал как сельский иерей. С 1908 г. служил в Харькове, в Серафимовской церкви на Лысой горе, затем в церкви Феодора Стратилата при Александровской больнице. Был известен в городе своей пастырской деятельностью и публикациями в журнале «Вера и разум». Уже во время первой русской революции о. Николай пришел к убеждению, что «важным условием для утверждения в истинной церкви и для ограждения от увлечения заблуждениями соблазнителей может стать организация кружков или братств ревнителей православной веры и христианского благочестия». Он чувствовал и пророчески говорил о том, какая беда угрожает России, о необходимости созыва церковного Собора и его задачах, призывал пастырей к бескорыстному горячему служению, к возрождению прихода.
О. Николай предлагал «организовать буквально во всех приходах внецерковные собрания для православных прихожан с учетом стремления людей к религиозному просвещению». После евангельских чтений предполагалось непременное собеседование, а затем духовное пение. На собраниях пели все, – «мужчины и женщины, старцы и юноши, и даже дети – подростки». О.Николай вспоминал: «Из личного опыта пришлось убедиться, насколько эти собрания глубоко-назидательны для народа... Что-то дорогое, давно-давно минувшее, воскресает в вашей памяти... словно в первые дни христианства здесь вы видите одну братскую христианскую семью, имеющую одну душу и одно сердце».
Другой путь возрождения церковной жизни о. Николай видел в совершении богослужения на родном языке. В одной из своих статей он писал: «В самом деле, сколько у нас в чине богослужений прекрасных канонов, стихир, восторженных молитв, духовных песнопений, составленных людьми высокого религиозного настроения, и вся эта богатейшая пища души теряет своё обаятельное действие на мысль и сердце верующего только потому, что предлагается верующим на отжившем, неудобопонятном, славянском языке».
После 1918 г. о. Николай Загоровский неоднократно подвергался арестам. В 1930 г. за отказ принять декларацию митрополита Сергия был арестован и отправлен на Соловки, где принял тайный постриг с именем Серафим (в честь прп. Серафима Саровского). С 1941 г. нелегально жил в г. Обояни Курской обл. Во время оккупации Украины немцами вернулся в Харьков. Служил на дому. Устроил тайный женский монастырь во имя иконы «Взыскание погибших».
Никогда не прерывал общения со своими духовными чадами. В его письмах много любви, утешения, но и твердого, бескомпромиссного стояния за правду Божью. «Христос посреди нас!» – так он обращается в письмах к своим детям – тайным инокиням. На стезю старчества о. Николая благословил его духовный отец, последний старец Оптинской пустыни прп. Анатолий (Потапов).
Летом 1943 г., будучи совсем больным и немощным, выехал из Харькова с семьей дочери Лидии с отступающими германскими войсками. 30 сентября того же года скончался и похоронен в Перемышле (Польша) – земле своего древнего рода Сангушко-Загоровских.
В 1981 году схииеромонах Серафим канонизирован как исповедник за веру Русской Православной Зарубежной Церковью, а 22 июня 1993 года канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата как местно-чтимый святой Харьковской епархии, согласно решению Синода УПЦ.
В конце 1905 г. отец Николай опубликовал статью «К вопросу о чтении св. Евангелия лицом к народу», отрывки из которой мы предлагаем вашему вниманию.
По традиции, статья начиналась эпиграфом, взятым из Священного Писания: «Блаженны, слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук.11-28). В статье о. Николай размышлял: «Поистине «блаженны» были люди того благодатного времени, когда Господь наш Иисус Христос обитал на земле пречистою Своею плотью, когда Он Сам обращался между людьми, учил их тайнам Царства Божия, открывал все пути ко спасению и делал всё, что было необходимо, для возвращения роду человеческому блаженства, утраченного прародителями! <...> Блаженно было время, когда Сам Бог был с человеками видимым образом, но во сто крат блаженнее были люди, удостоившиеся видеть Его лицом к лицу и слышать непосредственно из Его уст божественное учение <...> В храмах на службах, особенно на Божественной литургии, и сейчас читают фрагменты из Святого Евангелия, читают как бы в воспоминание тех незабвенных дней земной жизни Спасителя, когда Он сам ходил и проповедовал народу Евангелие Царствия, когда народ видел Его лицом к лицу и слушал из Его уст божественное учение». Затем, делая оговорку, что «не считает себя вполне компетентным в решении вопроса, возникшего в церковной практике», о. Николай высказывает мнение о нарушении традиции давних дней – читать Евангелие, стоя лицом к народу. Отец Николай убежден, что если бы совершалось чтение св. Евангелия лицом к народу, то поддерживалось бы более благоговейное предстояние молящихся в храме и внимание к тому, что читается. В заключение, он упоминает о том, что многие пастыри церкви уже не только задумываются над этим вопросом, но даже, «благопристойно и чинно», вводят новшество в собственную церковную практику.
По материалам биографического исследования С.Шоломовой «Харьковский Серафим».