30 сентября 2009 г., в 19.00 в рамках XIX международной конференции «Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх пред ненавистной рознь мира сего»: общность, общение, община в современном мире», Свято-Андреевское и Воскресенское малые православные братства проводят семинар
Ведущие семинара: Дмитрий Гасак и Александр Панков
Одна из самых актуальных задач современной церковной жизни – различение подлинного и мнимого общения, к которому призваны все христиане. Подлинное вхождение в общение с Богом и человеком требует глубокого осознания «двух принципиально важных процессов – вхождения в Церковь и жизни в ней». На семинаре предлагается обсудить важнейшие этапы созидания церкви как общения ее членов во Христе Духом Святым.
Вопросы, выносимые на семинар:
«Вхождение в Церковь невозможно без того, что называется встречей и общением. Человек встречается с Богом и после – с ближними. Происходит переход из мира сего в Христову Церковь, от ее границ – за них». Цель катехизации как таинства рождения свыше от воды и Духа, – ввести оглашаемых в общение с Богом и братьями и сестрами, ввести их в глубину жизни Церкви.
В каких случаях можно сказать, что эта цель достигнута? Что мешает и что способствует введению оглашаемого в церковное общение? Что в решении этой задачи зависит от катехизатора, что – от оглашаемого, что – от церковной общины, братства, в которое входит катехизатор?
«В евхаристии Церковь совершает переход из этого мира в мир грядущий, участвует в Вознесении своего Господа Иисуса Христа, вкушает «радость и мир» Царства». В этом восхождении она становится свидетелем Троичной Любви Бога и, приобщаясь этой Любви, являет ее плоды в братской агапической любви, которая есть непременное условие совершения самой евхаристии. Евхаристическое и агапическое общение в Церкви есть взаимное условие исполнения мистериальной евхаристической и мистической агапической Любви.
Может ли евхаристия в современной ее форме дать полноту духовного церковного общения без восполнения ее агапической встречей? Почему мы говорим, что агапа созидает общину, как евхаристия созидает церковь? Чем подлинная агапа отличается от приходского чаепития после литургии? Есть ли границы у агапического собрания?
Вхождение в Церковь, т.е. в общение с Богом в Духе Святом, потенциально или актуально выявляется в общении с братьями, открывает путь обретения неотмирного единства жизни и единства служения Богу и Церкви. В зависимости от глубины и полноты вступления в общение члены церкви могут стремиться к различным церковным общностям, среди которых сегодня известны как приходские общины и братства, так и свободные союзы любви – общины и братства, собираемые вне приходской системы теми, кто движим лишь жаждой общей жизни по Евангелию братьями и сестрами, которых даровал ему Христос.
Свободное и личностное собирание общин по воле Божьей, приведение в нее Христом каждого ее члена ради исполнения полноты личностного призвания ставит вопросы, во-первых, о готовности самой общины к общению с другими общинами – т.е. к собиранию братства во Христе, и во-вторых, к готовности каждого члена общины к личному предстоянию перед лицом Божиим и значит к личному общению как внутри, так и вне границ общины.
Почему общинное устроение церковной жизни нуждается в восполнении его созиданием братства, где общины есть его члены? Почему задачам возрождения церкви сегодня более всего соответствуют общинно-братские союзы, дающие возможную в этом мире полноту общения с Богом и братом? Существует ли в церковном предании целостная традиция общинно-братского устроения жизни? Если она была, но прервалась – то почему, и что можно сделать, чтобы ее максимально полно возродить?
Семинар пройдет по адресу: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, ул. Покровка, 29-38 (ст. метро «Чистые пруды», «Тургеневская», «Китай-город»), тел. 623-0380; 625-77-86