23 апреля в рамках православной выставки «Благословенная Самара» прошла презентация книги «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века», которая представляет собой переписку священника Михаила Шика и его супруги, представительницы известного русского дворянского рода Наталии Дмитриевны Шаховской-Шик.
Эта личная переписка отражает не только собственные переживания, но и духовный путь обоих авторов писем, а также является ярким свидетельством их духовного сопротивления страшным событиям XX века, того, какую силу и в то же время смирение дает жизнь по вере и по заповедям Христовым.
«Авторы и герои книги – отец Михаил и Наталия Дмитриевна были людьми, искавшими, как они могут послужить людям, и они осознанно приняли христианство в те годы, когда уже начались гонения на церковь от советской власти, – рассказала редактор издательства Культурно-просветительского фонда «Преображение» Татьяна Васильева. – Мы взялись за издание этой переписки, потому что это духовное наследие новомучеников и исповедников веры».
«"Вы отчаянные люди – опубликовали частную переписку", – говорили нам историки, которым мы предлагали с ней ознакомиться. Но достоинство этой книги в том, что она очень искренняя, и потому мы не делали практически никаких лакун, – рассказала внучка авторов переписки Елена Старостенкова, директор Благотворительного фонда «101 километр. Подвижники Малоярославца». – Прежде всего, это история любви, написанная людьми, хорошо владевшими пером, по-разному, но ярко и образно.... Кроме того, это исторический документ, потому что здесь опубликованы письма, которые писались вслед или во время тех или иных событий, относительно которых нет и не может быть на сегодняшний день однозначной оценки… Например, по поводу Октябрьской революции 1917 года первоначальные впечатления М.В. Шика были: "Это какая-то заварушка в Санкт-Петербурге, и надо дождаться пока она кончится"».
Михаил Владимирович родился в Москве в богатой купеческой семье, Наталия Дмитриевна – в имении своего деда под Ярославлем, в семье известного общественного и политического деятеля Дмитрия Ивановича Шаховского. Они встретились в Москве и познакомились, будучи студентами. С 1911 года начинается их переписка.
В 1918 году в Киеве Михаил Владимирович принимает крещение и через месяц женится на Наталии Дмитриевне. В 1925 году митрополит Петр (Полянский) рукоположил его в дьяконы, и уже через несколько месяцев дьякон Михаил был арестован по делу митрополита Петра. Тюрьма, этап в Турткуль, куда он был сослан как участник «"Сергиевской" ("Самаринской") группировки» и рукоположен во иереи.
«Рукополагаться в 1926 году – это совершенно осознанно идти на смерть, – прокомментировал протоиерей Максим Кокарев, историк, заведующий Церковно-практической кафедрой Самарской духовной семинарии, настоятель храма Сретения Господня. – В этой связи приходит на ум и другая, очень похожая фигура из мечевского круга – Сергей Николаевич Дурылин, писатель, который принял сан в 1922 году и тоже понимал, на что идет. Разные люди, но в чем-то очень похожие. Один сын еврейского, а другой – русского купца. Дурылин тоже был в ссылке, а по возвращении – тайно служил до самого конца жизни у себя дома, куда тоже, как и к отцу Михаилу Шику в Малоярославец, приезжали духовные чада. Потаенная церковь, очаги которой были по всей Российской империи – это удивительный феномен. И книга передает эту уникальную эпоху очень хорошо».
«Я по-христиански счастлив, что эта презентация состоялась, что самарская общественность соприкоснулась с жемчужиной этого опыта», – сказал протоиерей Сергий Рыбаков, настоятель прихода храма в честь святой мученицы Татианы.
Отец Михаил Шик возвращается из ссылки в декабре 1928 года, служит в московских храмах, а в 1931 году уходит за штат и начинает тайное служение в Малоярославце, за 101-м километром, куда переселяется его семья. Среди духовных чад отца Михаила Шика – известная пианистка Мария Юдина, дочь философа Василия Розанова Татьяна, писатель Сергей Фудель. Отец Михаил был арестован в феврале 1937 года и в сентябре того же года расстрелян на Бутовском полигоне. Наталия Дмитриевна, не знавшая о судьбе мужа после ареста, продолжала писать ему, и ее последнее письмо датировано 1942 годом.
Презентация книги прошла в рамках Акции национального покаяния «Имеющие надежду», связанной с годом столетия революционных потрясений в России. Ведущая Светлана Чукавина, представитель КПФ «Преображение», отметила, что отец Михаил Шик в своих письмах Наталии Дмитриевне из ссылки говорил о покаянии церкви: «Он не единственный представитель церкви, кто говорил об этом. Очень многие епископы и священники, которые задумывались о том, почему в 1917 году в нашем народе произошла катастрофа, говорили о том, что церковь виновата больше всех, потому что не наставила народ, как ему жить.
«Господь открывает нам свидетельства о подлинной церковной жизни людей, о жизни мысли, которая не прекращалась все эти годы, о том прекрасном, что было в нашем народе, несмотря на все ужасы, которые в нем тоже были, – сказала Светлана Чукавина. – По-настоящему церковные люди понимали, что чтобы что-то изменить, нужно начинать с себя. И когда мы в этом году размышляем о том, что можем сделать, чтобы жизнь в нашей стране могла измениться к лучшему, то тоже невольно приходим к размышлению о покаянии. Изменить что-либо в духовом плане можно, только если получить перерождение, преображение в духовном акте покаяния».
Писатель Алексей Солоницын сказал: «Сейчас говорится много тяжелых слов в адрес интеллигенции, что она была виновата в трагедии России начала XXв. Но давайте вспомним, кто рушил церкви, кто стрелял, кто убивал, кто насиловал. Не наш ли народ? Поэтому акция покаяния должна быть действительно национальной. Здесь упоминались великие имена: митрополита Петра (Полянского), священника Павла Флоренского, великой пианистки Марии Юдиной, лучшей исполнительницы Бетховена, которую я слушал неоднократно. Поэтому когда мы говорим о том, что интеллигенция у нас плохая и она виновата во всем, это лишь часть правды. Эта книга – еще один пример того, что в православной вере "нет ни эллина, ни иудея", в ней все великие: и Павел Флоренский, и отец Михаил Шик. Это все – удивительное наше наследие, о котором мы должны помнить и знать».
Александр Завальный, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки, историк, краевед, заслуженный работник культуры РФ, поделился впечатлениями от презентации: «Когда в 1991 ушел, казалось, в небытие коммунистический режим, появилась масса публикаций о том, какова была тяжелая доля служителя церкви в советскую эпоху. Появились документы, воспоминания, и самарцы были шокированы, узнав, что мумия, лежащая сейчас на Красной площади и имевшая подобие человеческого облика, использовала в 1921 году Самарскую губернию, чтобы нанести страшный удар по священнослужителям. Но прошло время, и оказалось, что семьдесят лет безбожного существования покалечили нашу душу и сознание. И когда мы видим, как много еще наших соотечественников поклоняются деньгам, далеки от Бога, от христианства, то охватывают сомнения, печаль, иногда неверие в то, что что-то удастся изменить. Но сегодня, видя ваши лица, присутствуя на этом замечательном событии, я хочу верить, что не все потеряно. Конечно, путь к христианским, православным ценностям – к любви, к надежде, к вере – будет длинным, наверное, мы только в начале этого пути, но мы обязательно должны его пройти, потому что обратной дороги нет».
Ольга Зайчикова, Зоя Захарова