С праздником, дорогие братья и сестры!
Сегодня здесь, в нашей маленькой институтской часовне, очень радостно видеть так много новопросвещенных. И мы, конечно, не можем забыть о том, что сейчас идут святые дни, по-другому называемые святки (собственно, «святки» и означают «святые дни»), когда нужно не просто радоваться и веселиться, а когда нужно думать о том, что такое Богоявление.
В древности праздник Рождества праздновался вместе с праздником Крещения, в один день. И сейчас в некоторых древних церквах делается то же самое, как, например, в Армянской церкви. И это потому, что церковь отмечала одно и то же Богоявление и в Рождестве, и в Крещении Христа. Но нам нужно думать о Богоявлении не просто исторически. Подлинное Богоявление не есть исторический факт, это божественный духовный акт. Бог фактов не творит, Бог творит акты — действия. И поэтому и Рождество Христово — это не столько исторический факт, сколько нечто большее. Скажем, для историков оно может быть представлено просто как факт, и поэтому можно разыгрывать всякие представления о волхвах, пастухах, о Младенце в яслях и т. д. и т. п. и так же, собственно, говорить и о Крещении Христа на Иордане от Иоанна Предтечи, но для нас важно именно то, что здесь открывается Божье действие.
Христос рождается так же, как рождается любой человек. Конечно, несомненно, у этого рождения были какие-то свои мистические особенности. Богословы много думали и спорили на эти темы. Но скажу вам честно: это не так важно. Ведь мистические вещи на обычном человеческом языке не выражаются. Это некоторый опыт — опыт особой, святой, безгрешной жизни. Если обычные люди, даже святые, все-таки не безгрешны, то Христос — единственный Человек (Человек с большой буквы), Который был безгрешен от самого Своего зачатия и Рождества и до конца Своего пребывания на земле. И нам важно понять Тайну этого Богоявления.
Однажды мне пришлось сказать такую рискованную фразу, что, мол, вся человеческая история — это история Богоявлений и единственное богатство, которым может хвалиться человечество, это богатство Богоявлений. Бог постоянно стремился к присутствию в сотворенном Им мире, Он всегда стремился к этому явлению Себя людям, хотя очень многое и мешало ему в этом мире, лежащем во зле. Каждый завет Бога с людьми был таким Богоявлением. И в Евангелии мы, собственно говоря, тоже знакомимся с опытом многочисленных Богоявлений. Это, можно сказать, целый каскад откровений и Богоявлений, требующих богопознания от каждого из нас. Бог чаще всего являет Себя среди людей и в людях. И для нас значительно важнее это почти ни для кого не заметное рождение Христа в самой убогой обстановке в Вифлееме, чем, скажем, остановка солнца по молитве какого-нибудь святого. То же было и в Крещении Христа, то же было и на Голгофе и в Воскресении Христа, то же было и на Пятидесятницу и в Преображении. И каждый раз происходило некое нарастание опыта Богоявления. И сила являющегося Господа и слава Его умножались.
Мы очень часто ждем каких-то внешних эффектов, и народное сознание, нередко немножко детское, видит в каждом Богоявлении больше чудо, то есть всё тот же внешний факт, а не духовный акт. Поэтому и в колядках о чем нам поют детки? — «Чудо, чудо возвещают…» И ангелы, и все остальные возвещают чудо: Бог воплотился. Но ведь каждое Богоявление — это Тайна, доступная не всем. Не в том смысле, что каждое Богоявление или хотя бы одно из них совершалось лишь для немногих, для избранных, а не для всех. Нет, Бог всегда жертвует Собой для всех, и, входя в тесные рамки этого мира, мира тварного, Он так же жертвует Собой. И мы с вами очень хорошо помним об этом значении божественного кеносиса, о котором нам часто приходится говорить: Бог истощает Себя, и истощает до конца, что было особенно явственно начиная с Рождества Христова.
Чтобы воплотиться и вочеловечиться, Богу нужно было отказаться от всех внешних атрибутов Своей силы и власти. И не случайно уже ранняя, начальная церковь это осознала. И одним из апостолов было сказано, что Бог принял образ раба (см. Флп 2:6). Христос носил образ раба потому, что Он подчинился Закону, Он выполнял требования Закона Божьего — Закона, данного людям через пророков древнего Израиля. Он как бы взял на Себя это иго рабства, добровольно отдав Свою свободу людям, потому что Ему нужно было освободить людей от всякого рабства: от рабства плоти, от рабства немощным началам и стихиям мира сего, от рабства космосу, от рабства социуму, от рабства семье, от рабства обществу, от рабства истории и культуре, от рабства Закону… Христос действительно освобождает нас от всякого рабства, и это главный дар Христовой Любви и Благодати. И именно это отличает нашу веру и жизнь от всех других вер, способов жизни и типов отношений между людьми. Именно поэтому мы с вами — христиане, а не потому что мы живем и родились в православной стране.
Тайна Божья постигается нами через Тайну Богоявлений. И нам нужно большое напряжение духа для того, чтобы познать эту Тайну, ибо познавая Тайну Богоявлений, мы познаём Самого Бога. А в Евангелии сказано: «Сия есть Жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3). Нам надо познавать Христа и познавать нашего Небесного Отца, для того чтобы обрести полноту Жизни. Ведь иначе может случиться так, что дары будут нам даны, а мы их так и не возьмем. Или возьмем лишь что-то с поверхности, что-то более блестящее или более для нас приятное, и всё. А дар Креста Христова останется вне нас. Но без Креста нет и Воскресения. И в этом духовная судьба каждого человека, без всяких исключений, если только он стремится к Богу, к Божьей Истине, к Божьему Свету, к Божьей Любви и Свободе, к Божьему Духу.
Пусть каждый из нас, дорогие братья и сестры, не забывает об этом. Бог обычно открывается нам через людей. И когда мы встречаемся с человеком — особенно если с ним приходится встретиться лицом к лицу, глаза в глаза, — то в такой момент есть возможность встретиться с Богом. Не потому что мы обожествляем внешнего человека, нет, но мы верим в возможность человеческого обожения, о которой говорил Христос, напоминая слова Псалтири и прилагая их к нашим ближним: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс 81-6, Ин 10:34).
Для того чтобы обрести этот дар, нужна полнота смирения, нужно подлинное, глубокое терпение и искреннее жертвенное послушание Богу, Отцу Небесному. Так обретается любовь и так открывается путь свободы. Нельзя обрести любовь и свободу без этого терпения, смирения и послушания Богу. И новопросвещенным это надо знать очень хорошо. Если они не хотят сразу после этих светлых, замечательных, счастливых дней пройти через «долину тени смертной» (Пс 22:4), если они не хотят тяжелых искушений и сомнений, им нужно сделать главный акцент на обретении подлинного терпения, смирения и послушания Богу!
И пусть каждый из нас, еще живя во плоти в этом мире, обретет опыт любви и жизни в свободе! Так мало этого духа среди людей, так умаляется эта жизнь! Но ведь можно же и сопротивляться этому умалению! А если можно, значит, нужно. И у христианина должно быть не только смирение, но и дерзновение, свобода и смелость для духовного сопротивления в этом мире. И это совсем не гордыня, это та возможность, которую даровал нам Христос. Он Сам каждый день Своей жизни сопротивлялся всякому злу и греху, оставаясь при этом милостивым и милосердным. Он показывал нам, как надо жить, что значит крестоношение, что значит imitatio Christi, то есть подражание Ему. Когда мы устраиваем с вами что-то вместе по любви Христовой, мы подражаем Христу; когда мы устраиваем общины и братства, мы подражаем Христу; когда мы отвергаемся себя, чтобы взять свой крест и последовать за Христом, мы подражаем Христу. Он так же исполнял волю Отца во всём.
Будем же смотреть всегда не на немощи и грехи людские, а на «начальника и совершителя нашей веры» — нашего Господа (см. Евр 12:2). Будем прославлять Его всегда, в слове и деле и в наших сердцах! Будем распространять среди людей тот Свет, который просвещает всех!
Аминь.